Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что хочу в уборную…
А уборных в России НЕТ!
Утверждают, что эти строки принадлежат Сергею Есенину. Если это так, то с момента их написания прошло, наверное, лет сто. Но звучат они настолько актуально, что, кажется, будто автор говорит о сегодняшнем дне.
«Je dois sortir»
Как известно, у слова «уборная» есть много синонимов. В частности, нужник, сортир, гальюн, толчок, дальняк, тубзик, клозет, кабинка, дамская комната и другие. Особо следует остановиться на словечке «сортир». И не потому, что оно при всей своей грубоватости наиболее упоминаемо в народе, а потому, что этому обозначению отхожего места вот уже триста лет! Как ни странно, при всем нынешнем просторечии этого слова, его авторами считаются российские дворяне начала 19 века. В момент щекотливой ситуации именно они переходили на французский язык и вместо слов «я пошёл в туалет» говорили «Je dois sortir», что в переводе означает «Мне надо выйти».
Примечательна и другая версия. В нынешнем году Россия отметила 200-летие Бородинского сражения, ставшего переломным моментом в войне с императором Наполеоном Бонапартом. После той знаменательной битвы в обозах кутузовских войск появились пленные французы. И употребляемое ими в просьбе выйти по нужде слово «sortir», россияне стали толковать как «туалет». Интересно и еще одно обстоятельство, связанное с солдатами Наполеона. Встречающееся в отечественных книгах выражение «ретирадник», которым в дореволюционные времена обозначали туалет, также происходит от французского слова ретироваться — отступать, скрываться.
Из подворотни за ушко да на «нары»!
Обратил внимание читателей на это обстоятельство специально. Жителям нашей страны, и камышанам, в частности, как никому другим, известно, что, когда «припрет», отступать некуда. Причем, как выясняется, ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других городах и весях нашей необъятной России. В Интернете по этому поводу нашел следующее забавное подтверждение. Писатель И.А. Гончаров еще в 1864 году сетовал, что ему не раз приходилось справлять нужду в подворотнях: «…меня и некоторых моих сверстников к старости моча одолевает, и часто приходится всенародно, на улицах, обнаруживать человеческую немочь».
Не знаю, как в стародавние времена, а ныне за проявление этой «немочи» можно поплатиться. По словам юристов, отправление естественных потребностей в неположенных местах попадает под статью 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет за собой административный штраф — от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест до пятнадцати суток.
На «нет» и выгоды нет!
Казалось бы, вот оно поле деятельности для предпринимателей, желающих заработать. Ведь, как известно, деньги не пахнут! Тем не менее, сегодня предприниматели, в том числе и камышинские, вкладывают свои средства в самые диковинные виды бизнеса, а вот о существовании насущных потребностей людей забывают. Пример тому – наша столица. В Москве на сегодня насчитывается всего-навсего четыре тысячи переносных туалетных кабинок, что для такого мегаполиса явно недостаточно.
К сожалению, аналогичных данных по Камышину у меня нет. Как, наверное, нет их и в соответствующих структурах городской администрации. В результате нет и продвижения туалетного бизнеса. А ведь это дело имеет много плюсов. Во-первых, оно с одной стороны гуманное, а с другой — весьма доходное. Ведь на его состоянии не отражаются ни дефолты, ни другие потрясения. Судите сами: перед необходимостью и желанием справить нужду меркнут любые финансовые «катаклизмы», будь они хоть вселенского масштаба!
Гонорар поп-«звезды» равен 80 туалетным кабинкам
Но шутки в сторону. Обратимся за подтверждением этого вывода к специалистам сайта помощи малому бизнесу http://www.bizidei.ru/. Они на «полном серьезе» утверждают, что во всем мире деловые люди давно уже занимаются установкой туалетных кабин, поскольку у таких «sortir»ов есть масса достоинств. Во-первых, весят они не больше 80 килограммов и потому под них не надо заливать фундамент. Во-вторых, при использовании кабинок можно обойтись без подключения к электросетям и коммуникациям. И, в-третьих, при наличии доброй воли городских начальников их можно установить в любом приглянувшемся месте.
Поскольку для отдельных камышинских заведений такие кабины уже не новость, остановлюсь лишь на некоторых их характеристиках. Мобильная туалетная кабинка изготавливается, как правило, из полиэтилена высокого качества. Это позволяет не только с легкостью производить ее санитарную обработку, но и быть уверенным, что такое «сооружение» выдержит, как лютые морозы, так и летнюю жару.
Для полной ясности приведу еще несколько технических деталей от кампании «Тандем». Туалетные кабины этой фирмы укомплектовываются 270-литровым накопительным баком, что хватает на 540 посещений. Есть в них также вытяжная труба, крючок для одежды, держатель для туалетной бумаги и, конечно же, защелка на двери и дужки для замка. В зависимости от величины заказа стоимость одной такой кабины обойдется от 12500 до 14800 рублей. Не трудно подсчитать: на миллионный гонорар, который город выплатил поп-«звезде» Лазареву, можно было бы приобрести, по меньшей мере, 80 (восемьдесят!) туалетных кабинок.
Для «показательных бюрократов» семь кругов ада — это «рай»!
А если бы городская администрация последовала примеру председателя исполкома г. Казани, то на «лазаревский» миллион могла бы приобрести один модульный туалет автономного типа. В отличие от кабинок, такие туалеты полностью автономны и предназначены для круглогодичного использования. Они оборудованы системами вентиляции, обогрева и освещения, двумя унитазами из нержавеющей стали, не говоря уже про умывальники, а также полотенце- и бумагодержатели. Мало того, такой туалет обеспечивает 3 000 посещений между обслуживаниями.
Кстати, в отличие от нашего Александра Ивановича Чунакова, его коллега — «мэр» Казани Ильсур Метшин в прошлом месяце инициировал проведение конкурса на приобретение, установку и размещение более 20 туалетных модулей. В общей сложности исполком татарской столицы выделил под это благое начинание более 22 миллионов рублей. К сегодняшнему дню победители конкурса объявлены. Согласованы также места размещения модулей и их внешний вид. Еще одна примечательная деталь конкурса — установка модулей должна быть завершена в течение месяца.
Казалось бы, «все хорошо, «казанская маркиза»! Однако, выясняется, хорошо да не совсем. Есть одно «НО», которое всегда возникает, когда речь идет о чиновничьих уловках при решении вопросов благоустройства российских городов. На подведении итогов конкурса И. Метшин, признавшись, что его коллеги сами являются «показательными бюрократами», заявил, что «… все согласовательные процедуры проходили не только в городе, но и в республиканских, а также федеральных структурах власти. И согласование 25 точек установки туалетов было похоже на 7 кругов ада!». По словам казанского градоначальника, у него не раз возникало ощущение, что они «…согласовывали строительство завода по выпуску урана, а не установку общественных туалетов».
От смешного до позорного — два шага!
На этой фразе можно было бы и закончить эту корреспонденцию. Можно. Если бы мы жили хотя бы в той же Казани! Но мы-то живем в Камышине. А нашенские чиновники и предприниматели, как мне кажется, частенько забывают, что «…дорогу осилит идущий». У них ныне в моде другая поговорка: про «камень», который и «на одном месте мхом обрастает». Как шуршит и какого цвета этот «мох», читатели, полагаю, понимают. Боюсь только, что, в отличие от рядовых горожан, любители такой «зелени» не понимают одного. Если они и далее будут следовать этому правилу, то наш Камышин в скором времени обрастет уже не только натуральным мхом, но и дерьмом в придачу. Причем, как говорят в народе, «… по самые «помидоры»!
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.