Знакомая ситуация: заходишь в крупный сетевой магазин и в поисках, предположим, молока, берешь не крайний пакет с ряда, а начинаешь рыть, что называется, в глубину. Почему? Потому что каждый знает: крайний товар — залежалый, а то и вообще на грани или за сроком годности. Его выложили вам под руку с одной целью — побыстрее сбыть, авось вы не взглянете на циферки даты изготовления!

Старый Камышин
Камышин. Базарная площадь - сегодня территория площади Павших борцов и стадиона "Авангард" (старинная почтовая открытка, ориентировочно 1907-1913 годы)

Да и среди блестящих упаковок все одни «замыленные» на телеэкране, массовые марки. Если попался некачественный товар, то и предъявить претензии, по большому счету, некому: фирма далеко, продукт производит массовый да еще и изготовленный по лицензии западной фирмы. А ведь когда-то купцы давали товару свое имя…

Про буржуазию

Слово «буржуазия» происходит от «bourgeoisie» (франц.) — «горожане». Для средневекового города Европы это ремесленники, торговцы, производители — словом, говоря по-современному, предприниматели. Мелкий буржуа — лавочник и ремесленник — живет своим трудом и создает продукт под СВОИМ ИМЕНЕМ. Это означает, что он отвечает за качество своей продукции. Режиссер Андрей Кончаловский поведал в теле-интервью: «И сегодня итальянский мельник или французский булочник отвечают за качество. В Париже в каждом квартале в пять утра уже пахнет сдобой, потому что в семь утра булочнику надо продавать круассаны и булки. Его знают по имени, а имя создает реноме — Человека с Репутацией».

Можно вспомнить о знаменитом московском булочнике Филиппове или столичном производителе водки Смирнове. Но давайте вернемся в родной Камышин. Статистический справочник «Вся Россия» (1897 год) приводит следующие данные... Население Камышина — 21 456 человек. При этом работают 6 кирпичных заводов, 2 кожевенных и даже «завод искусственной минеральной воды Глуховцева»; открыты типография Шмеер Владимира Карповича, гостиницы Филимонова, Наумова, Ридендорф «и другие номера, цены от 1 рубля»; аптека Иордан Богдана Федоровича; функционируют лесные пристани Алабушева Дмитрия Андреевича, Бочкарёва Кирилла Павловича, Войнова, Юдаева, Горбунова. Этих людей знали по именам и за свой продукт они отвечали репутацией.

Перенесемся в сегодняшний день. Пожалуй, самый знаменитый именной товар нашего города — «Камышинские колбасы Соловьева». Всем камышанам известна фамилия Раот. Покупая товар под маркой «ЯНДРА», любой знает, что производитель ИП Коляндра. И так далее. Наша, местная, буржуазия уже сложилась как самостоятельный, обеспеченный класс общества. (Хотя, по словам предпринимателей, они не любят себя так именовать).

Про различие полов

Интересная деталь последних лет: на первые роли в городском бизнес-сообществе выходит все больше представительниц прекрасного пола. Уж они-то, пожалуй, еще лучше мужчин гарантируют качество своей продукции. (Кто поспорит, тот не мужчина!) Кулинария — пожалуйста, от «АЛЛЫ» (ИП А. Тронина) или «МАЯК» (ИП А. Частина). Знакомы горожанам фамилии С. Карякиной, В. Борщевой, В. Куценко и других.

А как было раньше? Губернская газета «Саратовский дневник» (от 23 июня 1900 года) сообщает: «Новая типография открывается в начале июля А. Шмыревой, которая получила на это разрешение. При типографии открываются книжный и писчебумажный магазин». Кроме типографских дел, Анна Шмырева сотрудничала с комитетом попечительства о народной трезвости, поэтому через год открыла в своем доме еще чайную и столовую. Купчиха Татьяна Минаева «держала» магазин на том месте, где сейчас расположилось кафе «Спорт». Купчиха П. В. Лебедева заведовала частной типографией. Пелагея Васильевна спонсировала выпуск фотографических карточек с видами города, по которым мы, потомки, теперь можем восстановить прошлое Камышина. Такие они были, камышинские дамы начала XX века, знавшие цену заработанному рублю.

Про качество жизни

Ученые констатируют: глобализация и монополизация в продуктовой сфере ведут к резкому падению качества жизни. Теперь в России есть все. Но в супермаркетах, как мы уже заметили выше, зачастую продается исключительно массовый, а значит АНОНИМНЫЙ продукт. Кстати, подобные «безымянные продукты» продавались в России еще при социализме. Полагаю, многие помнят большие серые грузовые машины с надписью «Хлеб», «Продукты»… Однако нет смысла спорить с утверждением, что продукт «без автора» никогда не сравняется с теми, в которые человек вложил не только свой труд, но и душу. Как сказал тот же Кончаловский: «Я скучаю по буржую, который бы предложил мне свой индивидуальный товар».

P. S. Данная статья не является рекламной. Фамилии камышинских предпринимателей приведены автором без учета личной, материальной и прочей заинтересованности.

Опрос по теме: «Поднимут ли Россию новые буржуа?»

Г. В. Шуляков, директор Детско-юношеского центра:

— Поднимут, но вопрос, в каком виде? Мне очень бы хотелось, чтобы Россия стала цивилизованной страной, в которой любому честному налогоплательщику жилось хорошо и никуда не хотелось уезжать… Если только из желания посмотреть другие страны, а так — никуда!

Сергей, мастер:

— Конечно, не поднимут! Они единственное, что делают, — каждый год поднимают страну в списке стран с наибольшим числом миллионеров. А что провинция перебивается с хлеба на воду — им «тьфу»! Дальше своего кошелька эти новые буржуи видеть ничего не хотят! У меня мужики вкалывают с утра до ночи за 10 тысяч — вот кто сегодня поднимает страну.

Леонид, менеджер:

— Лет через 20. Ситуация вроде бы улучшилась. Когда предприниматели будут выплачивать все и в полной мере, включая налоги, а такая часть общества, как чиновники, перестанет эти средства, мягко говоря, неэффективно расходовать, тогда, возможно, в России станет лучше жить.