25 июля 1918 года в Камышине находился И.В.Сталин. Ранее, в мае того же года, из-за обострения продовольственного положения СНК РСФСР назначил Сталина ответственным за поставки продовольствия на Юге России и откомандировал в качестве чрезвычайного уполномоченного ВЦИК по заготовке и вывозу хлеба с Северного Кавказа в промышленные центры. В то время будущий глава СССР работал Народным комиссаром по делам национальностей РСФСР.

Сталин, Камышин
Пётр Жигимонт. «И.В. Сталин в Камышине организует отправку продовольственных грузов для севера»

Момент посещения Камышина запечатлел на картине Пётр Жигимонт (1914-2003). Полотно так и названо: «И.В. Сталин в Камышине организует отправку продовольственных грузов для севера». Сталин находится на высоком волжском берегу, что делает его центральной фигурой, за которой вдали видны пристани у берега, идёт разгрузка. По взвозу вверх на улицу набережную лошади тянут гружёные повозки. Взвозов у Камышина было несколько. Один сохранился у музея. Но на картину, видимо, изображён другой, который располагался в районе нынешней улицы Гоголя: именно здесь располагалось множество грузовых пристаней.

Пётр Иванович Жигимонт в 1949 году был принят в Союз художников СССР, а позже стал лауреатом Сталинской премии. Известен как один из создателе панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», которая экспонируется в музее-панораме «Сталинградская битва» в Волгограде. К слову, Сталинскую премию художник получил за ещё одну коллективную работу: создание диорамы «Форсирование Днепра войсками Советской Армии». А за участие в создании панорамы Сталинградской битвы ему в 1982 году была присуждена Почётная медаль Советского фонда мира.

Позже выяснилось, что мастер не был особо привязан к СССР. В 1993 году, едва представилась возможность, он переехал в Германию. Умер в Кёльне 2003 году.

Добавим, что, побывав в Камышине, И.В. Сталин отлично запомнил этот город. Более того, он будто запал ему в душу. В глобальных планах последующих пятилеток Иосиф Виссарионович делал город то центром для строительства Нижневолжской плотины (1930-е годы), то завода грузовых автомобилей (1941 год). На стол Сталина лёг проект постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о строительстве автомобильного завода на 100 тыс. грузовых автомобилей с дизельмотором в гор. Кременчуге и четырех заводов смежной промышленности в районе Кременчуга».

И Сталин написал резолюции: «Идея правильная, только следовало бы построить завод подальше от границы, скажем, в Камышине (воды в Камышине много, лес по Волге будут доставлять в изобилии, сталь будут поставлять из Донбасса). Если остановится на Камышине и в проекте будут проделаны соответствующие изменения, – я буду голосовать за завод. И. Сталин».