Аналитики Российского экономического университета имени Плеханова оценили влияние пандемии коронавируса на различные сферы рынка. В частности, доцент базовой кафедры торговой политики университета Елена Майорова назвала 5 главных изменений, которые произошли в сегменте продаж детских товаров.

Первым изменением назван рост онлайн-продаж. Если проанализировать данные, то в 2015 году онлайн продавались лишь 8,1% детских товаров. К 2019 году этот показатель практически удвоился (15,6%). В год пандемии только за июнь-июлю он возрос на 137%. Компания «Детский мир» планирует увеличить долю онлайн-продаж до 45% в среднесрочной перспективе. На платформе AliExpress во время самоизоляции продажи детской одежды российских брендов выросли на 65%.

Второе изменение. Отмечается рост спроса на дешевые изделия и бывшие в употреблении (б/у). Эксперт связывает подобный факт с падением доходов населения.

Третье изменение. На рынке детских товаров стало боль контрафакта. Рост отмечался и ранее: с 5,2% в 2013 году — до 10,3% в 2019 году. Однако во время пандемии 2020 года ситуация ухудшилась. По данным на 2020 год этот нелегальный рынок может достигнуть 27%.

Четвертое изменение связано с сокращением количества покупателей товаров для малышей. Это прямое следствие ухудшения демографической ситуации в части падения рождаемости: меньше новорожденных и детей первых лет жизни — меньше покупок в этой возрастной категории.

Наконец, пятое изменение, в котором заложено положительное зерно. Это стабилизация средних потребительских цен на товары для детей. В 2020 году темп роста цен, например, на детские летние туфли составил менее 1,6%, а к августу он снизился до 0,8%. Утепленные детские куртки для детей дошкольного возраста с верхом из плащевых тканей стали дороже всего на 0,5%.

Впрочем, названо и исключение из этого правила. Речь идет о подорожании товаров, необходимых для занятий в школе: тетрадей, дневников и т. д. Перед началом учебного года (по данным на август) цена минимального базового набора школьника (школьная форма, рюкзак, канцелярские товары) увеличилась по сравнению с августом предыдущего года на 24%.