Для начала сообщим, что легендарный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза Алексей Маресьев родился в Камышине. Это небольшой город на Волге между Саратовом и Волгоградом. Маресьев стал прототипом «Повести о настоящем человеке» и примером мужества и несгибаемой воли к жизни. С ампутированными ногами он вернулся в небо и летал с протезами. За время Великой Отечественной войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 вражеских самолётов: четыре — до ампутации и семь — после.

В Камышине живёт Пётр Васильевич Сулимов, который, отдавая дань уважения подвигу героя, по просьбе местного историко-краеведческого музея создал несколько моделей самолётов для экспозиции в Центре патриотического воспитания имени А.П. Маресьева. На фотографии к нашему материалу он демонстрирует моделью истребителя, на котором воевал легендарный лётчик.

П.В. Сулимов с созданным им "маресьевским" самолетом (подарен Центру патриотического воспитания)

В конце сентября 2025 года Пётр Васильевич представил для Международной книги рекордов «ИНТЕРРЕКОРД», более известной под названием «Книга рекордов России», свою коллекцию авиамоделей. Камышанин заявил о себе в номинации «Самая большая коллекция моделей отечественной авиации в едином масштабе». Петру Васильевичу есть, что показать: за последние семь лет он создал 512 авиамоделей, которые выполнены в масштабе 1:72.

7 октября 2025 рекорд был зарегистрирован (ссылка на Книгу рекордов). Конечно же, мы адресовали рекордсмену множество вопросов…

— Пётр Васильевич, откуда такая любовь к авиации?

— Правильнее было бы сказать — любовь к моделированию, так как чем я только не увлекался: моделями бронетанковой техники, автомоделями, макетами и созданием диорам на военную тематику, постройкой моделей парусников… Но тяга к авиамоделизму всегда пересиливала все остальные увлечения.

— С чего же всё завертелось?

— Началось всё в далёком 1966 году, когда близкие знакомые семьи подарили мне на день рождения сборную модель пластмассового самолётика и коробку с набором для постройки планёра — из реечек, фанерок и папиросной бумаги. Такой восторг! Но увы, сам я тогда так и не смог самостоятельно собрать ни самолёт, ни планер. Спасибо, что помогли взрослые родственники.

Может быть, именно тогда запало мне в душу блаженное ощущение запаха свежеструганной древесины реек, нитроклея и вида того, как из ничего рождается зримое воплощение твоей мечты — модель самолёта. Так, за красивыми картинками, чтением журналов и книг из библиотеки укреплялась моё увлечение. Моя мама поддерживала меня: покупала и выписывала различные издания по истории техники и моделизма, сама всем этим интересовалась. Я посещал кружок Дома юного техника хлопчато-бумажного комбината и, конечно же, Дом пионеров.

Самолёт Можайского. Одна из сложных авиамоделей, по мнению П.В. Сулимова

— Это были какие годы?

— Начало 1970-х. Именно в то время на прилавках наших магазинов стали появляться наборы пластиковых моделей, что только подогрело наш мальчишечий интерес. Стоили они сущие копейки, и все уличные ребята покупали себе все модели без разбору. Но так получилось, что у всех это увлечение оказалось временным и вскоре сошло на нет. А я продолжал собирать модельки и дальше. И уже к середине 1970-х у меня в коллекции были все из тех, которые можно было купить в Советском Союзе, включая и ГДРовские модели, которые привозили мне из Москвы и других городов.

В 1976 году я уходил в армию и резонно посчитал, что после службы мои стремления, скорее всего, претерпят изменения, и моё увлечение вряд ли продолжится. Поэтому я всю свою первую коллекцию раздарил приятелям. После армии так и произошло, но жизненные коллизии вновь вернули меня на стезю авиамоделизма - правда, уже летающих моделей.

— Сколько лет Вы проработали преподавателем авиамодельного кружка?

— В 1983 году я стал руководить авиамодельным кружком на Станции юных техников. В то время меня захватили летающие модели. Тем более что стимулом стало участие с такими моделями в областных соревнованиях. И вот случилось так, что во Дворце пионеров города-героя Волгограда я увидел витрину с великим множеством собранных пластиковых моделек, некоторые из которых были окрашены, большинство — нет, но это было неважно!

Поражало количество и разнообразие самолётов и вертолётов! К тому же большинство из них были зарубежной конструкции. А это было крайне любопытно, потому что, чего уж там греха таить, все мы тогда были очарованы Западом и их образом жизни, что невольно проецировалось и на объекты увлечения. С начала 1980-х годов к нам в СССР хлынула продукция британского модельного бизнеса, и полупустая ниша товаров для творчества стала быстро заполняться образцами модельной техники. В подавляющем большинстве — западной. Это послужило стимулом для резкого роста интереса к сфере стендового моделизма. Не прошло увлечение и мимо меня. Просто грех было не купить модельки по 40-90 коп., а самые дорогие — по 1 руб. 20 коп.

— В итоге, Вы воплотили идею собрать следующую коллекцию авиамоделей?

— Да, так и пошло-поехало. Быстро втянулся, коллекция стала наполняться. Я искал и без труда находил контакты таких же увлечённых людей в других городах и регионах для общения и обмена моделями. Переписывался со стендовиками со всего СССР! Тогда же в печати стали появляться статьи и издания, направленные в помощь этому движению.

Свои модели я собирал и оформлял по всем возможным источникам. В те годы для меня не было какой-то конкретной темы — собиралось всё, что только можно было достать: в разных масштабах, разных стран… Коллекция росла, что заставило думать о хранении. Для этого были приобретены застеклённые книжные полки. Но с развалом Союза и экономическими реформами всё стало не очень здорово. Нет, я не разочаровался в своём деле, но решил отложить его на потом, и вынужденно распродал коллекцию за гроши, чтобы хоть как-то выплыть в этом бурном потоке.

— Что же было дальше?

— Третья коллекция была уже в одном масштабе и имела очень «удобную» концепцию «История мировой авиации». За 1993-2003 годы я собрал 250 штук. Но мне очень хотелось воплотить в жизнь мечту тех лет — стать владельцем компьютера, и я решил её продать. Благо, нашёлся покупатель, который купил её оптом.

Затем был период охлаждения — в эти годы я занимался моделями парусников и большими радиоуправляемыми авиамоделями. Но недаром говорится, что «первая любовь не ржавеет», и я вновь окунулся в знакомую мне и такую дорогую (в прямом и переносном смысле) стихию. И опять я собирал без разбора, будто бы навёрстывал бесцельно пропущенные без стендового моделизма годы… Но в какой то момент сказал себе: «Стоп!». Зачем мне эта зарубежная, тем более западная техника? Во имя чего мне её прославлять, увековечивая в моделях те государства, которые так измываются над моей Родиной, всячески унижая и дискредитируя достижения России в науке и технике. Доколе?! Во мне взыграли патриотические чувства. Я решил, что отныне темой моей коллекции будут только отечественные образцы авиации. А их и немало!

— Давайте также вспомним, что в это время Вы руководили объединением «Авиамоделирование» в детско-юношеском центре, где Ваши воспитанники под Вашим руководством, буквально, «поставили на поток» создание авторских авиамоделей…

— Беда заключалась в том, что промышленным способом производится не так уж много образцов отечественной техники. Поэтому после того, как я смог приобрести практически всё, что можно по этой теме, я естественным путём пришёл к решению создавать авиамодели самостоятельно. Опробовал свою оригинальную технологию — и вперёд!

Важно отметить, что своему принципу, что все модели коллекции должны быть из пластика я не изменял!

Когда наступил пенсионный возраст, я ушёл на заслуженный отдых. И вот тут-то началось… Нет, я себя не заставлял и не насиловал — мне было интересно самому. Но 8-ми часовой рабочий день за изготовлением моделей был не редкостью.

— И Вы решились на рекорд?

— Изначально у меня не было стремления создать многочисленную коллекцию — для того, чтобы идти на рекорд. Я просто занимался любимым делом и удовлетворял собственный интерес к незаслуженно забытым и обойдённым вниманием конструкциям. Но в какой-то момент подумалось: а почему бы не попробовать? Но когда последнюю сотню с лишним моделей я делал уже полностью самодельными, то на каждую уходило без малого неделя. Понятное дело, темпы роста коллекции упали. А на перспективу оставалось ещё ой как много интересного! И тут я понял: это может не закончиться никогда…

— Какой самолет первой моделью в Вашей нынешней коллекции?

— Это УТ-2. Его произвели в каком-то кооперативе, а я купил ещё в 1990-х годах. Но собрал я её в 2017 году.

— Бывало ли так, что приходилось создавать модель дважды или трижды?

— У меня, как мы рассказали выше, было три коллекции, эта — четвёртая. Конечно, модели некоторые типов самолётов были во всех коллекциях, — например, МиГ-15, МиГ-21 или Як-3.

— Какая авиамодель оказалась самой трудной?

— Нет, не буду говорить, как принято: что, мол, они все трудные... В разной степени. Нет, есть очень даже простые и приятные в постройке, но есть…

П.В. Сулимов: «Самая непревзойдённая по сложности — это модель пассажирского лайнера Ту-114, где половина салона по оси симметрии — прозрачна»

Все самодельные модели сложны в работе. Например, далеко не самая простая модель самолёта «Русский витязь» Сикорского. Довольно сложная модель первого самолёта Можайского… Ну а самая непревзойдённая по сложности — это модель пассажирского лайнера Ту-114, где половина салона по оси симметрии — прозрачна и даёт возможность созерцать кабину пилотов, кухню, бытовые помещения и 130-местный салон с сидящими в креслах пассажирами. Вся модель полностью самодельная. Благодаря технологии 3D-печати удалось воспроизвести всё внутреннее оборудование кабин, салонов, деталей шасси и прочего. Её создание заняло почти четыре месяца. А вся коллекция делалась с 2018 по 2024 годы.

— Хотелось бы задать важный вопрос сегодняшнего дня: есть ли будущее у авиамоделизма или это увлечение подростков прошлых лет?

— Если говорить об авиамоделизме «большом» — с летающими моделями, то он есть и сейчас — никуда не делся. Однако сегодня это направление творчества не массовое, потому что система кружков, клубов и секций канула в Лету. Если же что-то и остались на просторах нашей страны, то, скорее всего, это объединение любителей далеко не детского возраста, на платной основе. Либо объединение тех, кто хочет добиться каких-то результатов в спортивных состязаниях, поэтому продолжает заниматься даже дома, если позволяют условия.

Со стендовым моделизмом проще, потому что в наши дни каждый может заниматься этим творчеством дома и участвовать в конкурсах даже онлайн. Для обоих видов моделирования всё есть — и покупается, и выписывается, и заказывается почти без проблем. Но стоят такие виды хобби недёшево. Мне печально, что современные мальчишки и подростки, как правило, не склонны к таким видам досуга. Уж очень это кропотливая медленная работа, а у современной молодёжи это не в чести.

— От лица камышан и жителей Волгоградской области позвольте поздравить Вас, Пётр Васильевич, в регистрации рекорда. О чём же Вы мечтаете теперь?

— В 2024 году я попытал счастья зарегистрироваться в Книге рекордов России. Не получилось. Отказом послужило то, что у меня немалое количество моделей либо переделанных из заводских заготовок, либо изготовленных самодельным способом. Тогда это явилось препятствием к регистрации. Спустя год — в эти осенние дни 2025 года я вновь предпринял попытку. Тем более что платформа регистрации рекордов стала другой. И эта попытка для меня оказалась удачной!

Я принял решение: несмотря на множество задумок и недоделанных наработок, остановиться на имеющемся количестве, так как становится уже физически невозможным хранить их дома. В последнее время меня не оставляет мечта создать маленький частный музей истории авиации, куда был бы свободный доступ всем, кому интересно увидеть в маленьких моделях большую и славную историю нашей авиации: от зарождения — до современности!

П.В. Сулимов за протокольной видеосъёмкой своей коллекции
Часть коллекции, созданной П.В. Сулимовым

Логотип
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий ↓

  1. .

    Поздравляю!
    Прекрасная новость.
    Вы истинный профи!

  2. .

    Тоже в свое время моделировал в 72м масштабе в 80е годы самыми классными были модели из гдр, но достать их было еще то приключение.

  3. .

    Молодец,это очень тяжелый труд!!Сам модели не делаю, нет таланта, но собираю модели В.О.В. Наверное тоже штук 500 со всего мира!!

  4. .

    Камышин туристический.. Где наша администрация? Вам человек предлагает создать музей, при этом всё для этого сделал. У вас десятки пустующих локаций, найдите место создайте музей, возьмите его на работу экскурсоводом.Но зная наших чиновников, можно заранее сказать, что нечего сделано не будет, всё что они могут это оплачивать миллионные проекты,, развития города,,. Это же так просто, заплатил и получил бумажный проект, а что касается реальных дел, то руки и голова не из того места растут.

  5. .

    Я сейчас делаю модели авиации и космонавтики из бумаги. Авиацию стараюсь делать в 72-м масштабе. Повелось ещё с пластиковых моделек)))) Всем удачи, кто любит стендовый моделизм!

  6. . (Вы подписаны на эту запись)

    Поздравляем Вас.Было бы здорово если Петр Васильевич ,если бы вы приехали в с.Малая Ивановка Дубовский р-он нашим школьникам показали мастер класс по авиомоделированию.У нас есть музей ,где один из стендов посвящен летчику Чумбареву ИМ ,он на ЯК 1 тараном сбил самолет разведчик FW 189.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *