Волгоградское региональное отделение «Движение Автомобилистов России» проанализировало текущее положение российского автомобильного рынка и заявило о том, что Волгоградскую область ожидает дефицит импортных автомобилей. Эта негативная тенденция сложится из совокупности факторов...

Заморозка поставок автомобилей и приостановка деятельности заводов

Одним из основных факторов, существенно влияющих на количество новых автомобилей, является приостановка деятельности и заморозка поставок целого ряда бренда. Так, к середине апреля 2022 года выпуск автомобилей на территории страны, а также поставку из-за рубежа приостановили: Volkswagen Group (выпускает автомобили Audi, Skoda, Volkswagen), Jaguar Land Rover, Honda (выпускает под собственным брендом автомобили и мотоциклы), концерн BMW Group, компания Mercedes-Benz, Suzuki, еще одна японская компания — Nissan — пока ограничилась приостановкой поставок в Россию флагманского кроссовера Pathfinder нового поколения, американский концерн Ford полностью отказался от поставок и заморозил работу завода в Елабуге.

Toyota приостановила поставки своих автомобилей на наш рынок, а также остановился конвейер на заводе в Санкт-Петербурге, где производились RAV4 и Camry. Porsсhe полностью остановил поставки всех своих автомобилей. Японский автомобильный концерн Mitsubishi Motors принял решении о приостановке поставок в Россию и производства на автомобильном заводе в Калуге.

Кроме того, власти Японии на фоне тяжелой геополитической ситуации потребовали от своих компаний запретить экспорт в Россию и Белоруссию предметов роскоши, в том числе автомобилей премиум класса. Запрет вступил в силу с 5 апреля. Здесь под ограничения попали автомобили Lexus, в частности модели семейств RX, GX, LX, LS и LC, Toyota Land Cruiser нового поколения, получивший индекс «300», и Subaru Outback шестого поколения.

Разрыв логистических цепочек

Прекращение международных отношений и существенные логистические разрывы привели к сокращению, а в отдельных моментах — к полному прекращению поставок комплектующих для сборки автомобилей как отечественных, так и зарубежных брендов, чье производство находится в России.

По данным Минпромторга, доля машин и оборудования в структуре импорта за 2021 год составляет 49.22%, а уровень локализации производства вообще оставляет желать лучшего.

Из отчетов следует, что Lada Granta, которая, по сути, является народным автомобилем, фактически имеет 50% импортозависимых деталей и комплектующих. В настоящий момент правительство России обещает серьезные преференции отечественным автоконцернам и компаниям, имеющим заводы в России. При этом от бизнеса требуется инвестиции именно в локализацию производства.

Зависимость российских концернов от импортных деталей также существенно скажется на поставках автомобилей конечному потребителю. И такое положение дел, очевидно, сохранится до конца 2022 года. А в условиях санкционного давления, когда целые страны на уровне правительства запрещают бизнесу свободные торговые связи с Российской Федерацией, отрасли для полной реабилитации потребуется как минимум 5 лет с момента отказа от санкционной политики.

Комментарий по теме дал председатель волгоградского регионального отделения «Движение Автомобилистов России» Армен Оганесян:

«Губительная политика запада, безусловно, работает не только против России. Данные шаги существенно ломают мировые рыночные отношения и наносят непоправимый ущерб даже тем странам, которые эти санкции вводят. Никто не компенсирует компании Мерседес упущенную прибыль. Японские заводы из-за воли своего правительства будут вынуждены просто зафиксировать убыток и лишится миллиардов долларов. Одновременно с этим россиян ждёт дефицит автомобилей. И уже через год-два на личных машинах будут ездить только те, кто успеет их купить, пока они есть в наличии».

Что мы видим уже сейчас

Дефицит предложения на рынке сказывается уже сейчас. За три месяца с начала текущего года количество регистраций транспортных средств сократилась в среднем на 39,5%, из них максимальное падение демонстрируют автомобили из так называемого массового сегмента рынка: Kia (-39,9%), Volkswagen (-66%), Renault (-36%), Hyundai (-27,8%), LADA (-52,4%). Эти данные свидетельствуют о низкой покупательской способности, которая в свою очередь связана с экономическими факторами, когда у людей нет средств на покупку новых автомобилей. Следующим серьезным фактором, влияющим на спрос, является нестабильность ценообразования. Завершает группу факторов отсутствие на рынке достаточного предложения.

«Мы, как движение автомобилистов, считаем своим долгом предупредить жителей Волгоградской области о дальнейшей нестабильности на авторынке и, как следствие – дальнейшем росте цен на автомобили, как новые, так и бывшие в употреблении. Нынешняя ситуация диктует особенные правила. Мы призываем всех автовладельцев и людей, планирующих приобрести автомобиль в ближайшее время – быть более осмотрительными, а также не создавать искусственный ажиотаж в дилерских центрах, поскольку мы помним к чему приводит маниакальность, с которой наши граждане скупали бытовую технику и сахар. Все эти действия лишь усугубят имеющийся дефицит, причем многократно», — отметил Армен Оганесян.