В музее истории завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород) хранится уникальное издание 1854 года, которое называется «Рассказы проезжего». Его автор Павел Иванович Небольсин — русский этнограф, историк и экономист, член Императорского Русского географического общества (с 1848 года).

Небольсин оставил след в истории речного флота, описав флот Нижегородской машинной фабрики («Сормовской фабрики» и верфи, после национализации завода «Красное Сормово»). Жителям Камышина будет интересен тот факт, что «компанія эта владѣетъ слѣдующими пароходами: буксирные и пассажирскіе (список) и кабестанные (список»). Последних всего два: «Астрахань» — в 40 сил и «Камышинъ» — в 24 силы. Кабестаны «Астрахань» (1850 год) и «Камышин» (1851 год) были построены на верфи Нижегородской машинной фабрики.

Волга, пароходство, Камышин
Рисунок из книги 1854 года «Рассказы проезжего»

Что такое кабестан? Это тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна, то есть судно «подтягивало» себя к завезённому вверх по течению якорю. Первоначально лебедку кабестана вращали люди, потом лошади (отчего название «коноводное судно»), а позже — паровая машина.

Небольсин поясняет: «Кабестанные пароходы завозят якоря не на простых челноках, а на специальных пароходиках, и к этим якорям судно придвигается не при помощи людей, или лошадей, а машиною».

Таким образом установлено, вероятно, первое судно, которое носило название «Камышин». Оно было построено, как отмечено выше, в 1851 году. Ранее ИНФОКАМ рассказал об истории парохода черноморского флота «Камышин» (ссылка).