В музее истории завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород) хранится уникальное издание 1854 года, которое называется «Рассказы проезжего». Его автор Павел Иванович Небольсин — русский этнограф, историк и экономист, член Императорского Русского географического общества (с 1848 года).
Небольсин оставил след в истории речного флота, описав флот Нижегородской машинной фабрики («Сормовской фабрики» и верфи, после национализации завода «Красное Сормово»). Жителям Камышина будет интересен тот факт, что «компанія эта владѣетъ слѣдующими пароходами: буксирные и пассажирскіе (список) и кабестанные (список»). Последних всего два: «Астрахань» — в 40 сил и «Камышинъ» — в 24 силы. Кабестаны «Астрахань» (1850 год) и «Камышин» (1851 год) были построены на верфи Нижегородской машинной фабрики.
Что такое кабестан? Это тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна, то есть судно «подтягивало» себя к завезённому вверх по течению якорю. Первоначально лебедку кабестана вращали люди, потом лошади (отчего название «коноводное судно»), а позже — паровая машина.
Небольсин поясняет: «Кабестанные пароходы завозят якоря не на простых челноках, а на специальных пароходиках, и к этим якорям судно придвигается не при помощи людей, или лошадей, а машиною».
Таким образом установлено, вероятно, первое судно, которое носило название «Камышин». Оно было построено, как отмечено выше, в 1851 году. Ранее ИНФОКАМ рассказал об истории парохода черноморского флота «Камышин» (ссылка).
Раньше на Волге любой город был центром вселенной. Это ж была главная дорога страны. Все плавали. путешественники, музыканты, поэты, всякие аферисты и простой люд. Конечно Камышин знали, особенно от Нижнего до Астрахани. А сейчас главная дорога Сызрань-Волгоград по этому от Камышина знают только 2 гостиницы у трассы.
А забежка к нашему "Камышину" называлась "Чижик", у "Астрахани" была "Чайка". Названия, кстати, были просто прекрасные, для сравнения назову и друге: Комар, Вьюн, Скворец, Соколок, Голубь, Поспешный...