Бондарь Михаил Сидорович3 июля ГАИ ГИБДД будет отмечать 75-летие со дня образования. Редакция Информационно-аналитического агентства «Инфокам» решила рассказать о человеке, который создавал ГАИ в Камышине.

Бондарь Михаил Сидорович родился в 1928 году в ныне несуществующей деревне Грязный Буерак Камышинского района. Окончил школу. Отслужил в армии. В ГАИ сначала был год стажером в 1952-1953 годах.

С этим, легендарным человеком нам удалось записать небольшое интервью:

— Михаил Сидорович, когда вы пришли на службу в ГАИ, сколько людей было в штате?

— Я стал вторым по счету инспектором ГАИ в Камышине. Мы следили за безопасностью на дорогах Камышина, Камышинского, Котовского и Ольховского районов. Причем на посту стояли по одному.


— И не страшно было одному стоять на трассе?

— Нет. В то время отношение к милиционеру было совсем другое. Сотрудник ГАИ мог находиться на посту на трассе один круглые сутки без оружия. По первому требованию автомобиль останавливался, предъявлялись документы. Эксцессов, как в «лихие 90-е» не было.

— А каков был автопарк в Камышине в то время?

— В то время — 50—60-е годы ХХ века, в Камышине и районе насчитывалось не более сотни автомашин. Причем 15 авто были личными среди них преобладали иномарки, а мотоциклов было около 30 и тоже в большинстве иностранного производства.

— Иномарки? Иностранного производства?

— Трофейные немецкие машины, ленд-лизовские авто. Мотоциклы — трофейные Цундаппы (Zundapp) и BMW, ленд-лизовские американские Харлеи (Harley-Davidson).

— Транспорта мало, соответственно и движение не интенсивное?

— Не то слово. Бывало стою на посту на улице Пролетарской. Рано утром полуторка (ГАЗ-АА) прогромыхает мимо и я её до вечера жду, когда водитель машину в гараж гонит.

— Как обстоял вопрос с транспортом ГАИ?

— Первый транспорт — мотоцикл — появился в распоряжении сотрудников ГАИ Камышина в 60-х годах ХХ века. Потом появился второй мотоцикл. Первым патрульным автомобилем был «горбатый» Запорожец. Ох, и намаялись мы с ним! Охлаждение воздушное, когда на гору поднимаешься, двигатель аж задыхается. Что только не придумывали для модернизации — решетки на воздухозаборники делали другие, и специально воздухозаборник сами делали, как раструб.

А случаи интересные были?

— А куда без них. Но все больше смешные. Так, один водитель шел ко мне «сдаваться» с поднятыми вверх руками. Я его первый раз за нарушение предупредил, провел беседу, хотя мог наказать и посерьезней. Ну, провел с ним беседу и говорю: «Ещё раз нарушишь — накажу по всей строгости». И тут он второй раз нарушил. Я его остановил. Выходит он из машины, поднимает руки вверх, идет ко мне и говорит: «Виноват. Наказывай по всей строгости, ведь уже предупреждал меня». Но сами понимаете, что повинную голову меч не сечет. Снова устно предупредил и с тех пор, он больше правила не нарушал.

В 70-х годах Михаил Сидорович возглавил ГАИ Камышина. На этом посту он прослужил до пенсии в 1980 году. На заслуженный отдых Михаил Сидорович ушел в чине капитана милиции. У Михаила Сидоровича две дочери. Старшая — преподает русский язык и литературу в одной из школ Камышина. Младшая замужем, живёт в Ярославле. Трое внуков. Старшие внуки выбрали профессии юриста и механика, а младший сдает выпускные экзамены в 11 классе.

Камышинские водители старшего поколения хорошо помнят Михаила Сидоровича. «Сидорович — мировой мужик!», — говорят они, услышав имя и фамилию бывшего начальника ГАИ Камышина.