В селе Гусевка Ольховского района ежегодно проходят торжества по случаю создания Кузьмой Петровым-Водкиным художественного полотна «Купание красного коня».

В живописи я был, есть и останусь полнейшим профаном. Но картину «Купание красного коня» помню с раннего детства. Что интересно, несмотря на большевистское воспитание, заложенное радиопередачами «Театр у микрофона», эта картина мне не нравилась. Прилагательное «красный» в название полотна заставляло меня предполагать, что эта работа отражает какие-то события гражданской войны. Но вот с образами героев Первой конной армии она в моем мальчишеском понимании никоим образом не увязывалась. И я вплоть до сегодняшнего дня не понимал, что хотел сказать ее автор. Хотя фамилия  создателя картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина была и осталась в памяти до сегодняшних дней.

Петров-Водкин, купание красного коня
К. Петров-Водкин. «Купание красного коня»

Каково же было мое удивление, когда я узнал, что полотно было создано еще в 1912 году, да к тому же в селе Гусевка, что на территории нынешнего Ольховского района. Правда, историки об этом факте сообщают несколько уклончиво: дескать, в 1912 году Петров-Водкин жил на юге России. По одним данным в Хвалынске Саратовской губернии. По другим, вблизи Камышина. А набросок сделал в селе Гусевка... То есть он путешествовал по этим местам всё лето, хотя любопытный факт насчет того, что художник побывал в Камышине, ещё не изучен.

Сам же живописец о селе Гусевка и жителях в письме к своей матери писал в таких восторженных тонах, что заставляет думать, что это место не могло не настроить его на творческий лад.

Интересно и другое. «Купание красного коня» не только у меня, но и у искусствоведов всегда вызывало противоречивые чувства, оставалось одним из самых спорных. Для всех ясно было лишь одно: отрок на коне и огнедышащий красный конь что-то значат. Но что? Одни считали, что красный конь Петрова-Водкина сродни степной кобылице А. Блока, символизирующую стихийную Русь:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плач...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!.

Но была и другая трактовка. Мальчик на красном коне вызывал у ее авторов ассоциацию с Георгием Победоносцем, поскольку обобщенный силуэт, насыщенность контрастных цветовых пятен, плоскостность форм напоминали им икону. Спорам, как говорится, «было несть числа». В конечном счете, каждая из сторон осталась при своем мнении. По первой из них, «Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок». По другой версии: «Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». И этим полотном Петров-Водкин символически предсказал «красную» судьбу России XX века.

Интересна и судьба картины. В 1912 году она была представлена широкой аудитории на выставке «Мир искусства», где имела потрясающий успех. Через два года полотно представили на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). Здесь ее автору шведский король вручил медаль и грамоту. Первая мировая война, революция и гражданская война не позволили Петрову-Водкину вернуть картину в Россию. И она на долгие годы осталась в Швеции. Лишь после Второй мировой войны, в 1950 году, в результате длительных переговоров, «Купание красного коня» вместе с другими творениями Петрова-Водкина было возвращено на Родину. Впоследствии по воле вдовы живописца картина оказалась в коллекции известной собирательницы К. К. Басевич, которая в свою очередь в 1961 году подарила ее Третьяковской галерее.

Ныне не только искусствоведы, но и широкая аудитория ценителей живописи считают картину «Купание красного коня» произведением искусства, которое не подвластно времени.