Подростковый суицид — тема многочисленных исследований специалистов в области психиатрии. Сегодня спасением молодых душ занимаются эксперты психологической помощи, работают «горячие линии». Но как выяснилось, этот вопрос имел особую актуальность во все времена. Даже до того, как мир объединил Интернет и социальные сети.

Камышинское реальное училище (сегодня школа № 4)
Камышинское реальное училище (сегодня школа № 4)

100 лет назад в городе Камышине на Волге произошли события, о которых газеты писали в заметках под названием, вроде «Испуг жизни» и «Кладбищенский уголок». Корреспонденция «Саратовского вестника» (от 22 марта 1912 года) открывалась предложением: «Кровавый туман убийств и самоубийств всё гуще застилает жизнь…».

Что же происходило в небольшом провинциальном городке, где проживало около 20 тысяч человек?

В заметке «Жизнь, школа и кладбище» от 6 марта того же года корреспондент рассказывает:

«Ещё один — испуганный пустотой и бессодержательностью жизни! И опять злополучное камышинское реальное училище…31 марта, в последний день Пасхи, пытался покончить с собой реалист 6 класса Алексей Микулин…Своевременно оказанная помощь спасла жизнь этого юноши».

Поясняется, что местом страшных и непонятных событий стало камышинское реальное училище. Две недели назад здесь отравился ученик 6 класса Пётр Сорокин. Его не спасли. На камышинском кладбище возник целый уголок реалистов, которые свели счеты с жизнью.

«Три могилы рядом бросаются в глаза в этом уголке: ученика 6-го класса Зеленского, ученика 5-го класса Тарасова и ученика 6-го класса Сорокина, — сообщается в другой заметке от 8 марта 1912 года. — Последняя могила самая свежая, выросшая незадолго перед Пасхой. Юноша Петр Сорокин ушел из жизни, потому что, "честно жить" нельзя, а жить "подло" он не хочет. Так он писал в своей предсмертной записке матери».

Корреспондент задался важным вопросом: «Кто внушила болезненно чуткому юноше эту мысль, отравившую у него радость жизни?». Ответа нет. Но три могилы красноречиво говорят сами за себя. И едва не «выросла» четвертая — перед Пасхой (то есть спустя непродолжительное время после Сорокина), как сказано выше, выпил яд Микулин. Вновь ученик 6 класса! Причины — те же: бесцельность жизни, подлость, пустота…

Сообщается, что в Камышине тема обрела широкий резонанс: бурные обсуждения состоялись в земском собрании и городской думе. Были вынесены постановления о «необходимости оздоровления атмосферы, окружающей в школе учеников камышинского реального училища».

«Теперь слово принадлежит высшему учебному начальству», — завершает заметку корреспондент.

Трудно сказать, услышало ли камышан «высшее начальство», ведь реальное училище, как и десятки подобных в других приволжских городах, было «под крылом» Казанского учебного округа (800 км выше по Волге). Но в Камышине начали требовать. И тому были причины.

Местные реалисты зачастую отгораживались от общества созданием некоего своего, неконтролируемого мира. Например, один выпускной класс практически полностью поддержал первую русскую революцию 1905 года. Позже выяснилось, что эти реалисты, несмотря на молодость, разделяли идеи РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). Занимались тайной типографией и даже… оружием «для дела революции»! Другие, наоборот, ринулись в анархизм или же стали приверженцами идей Толстого (толстовцы-пацифисты).

То есть при «реалке» постоянно возникали некоторые едва ли не тайные сообщества, куда посвящали лишь своих. Однако в 1912 году эти сообщества неожиданно обрели окрас, говоря современным языком, «групп смерти». По делам о самоубийствах не проводилось особых расследований. Однако в обществе говорили о том, что озвучил корреспондент: кто-то внушил «болезненно чуткому юноше эту мысль, отравившую у него радость жизни». Внушали, видимо, достаточно активно…

Итог: три могилы трёх реалистов 5 и 6 классов. Чем же не «группа смерти» — только образца вековой давности?