В самоизоляции для меня нет ничего нового. Я уж второй год из дома не выхожу. Правда, всегда ездила в театр. А теперь вот горюю: новые мягкие кресла никого не греют, нарядный занавес ничего не открывает...
Отгадываю кроссворды, читаю, телевизора опасаюсь. Там так много певунов, плясунов, говорунов, что голова кругом идёт. Нахожу отраду на канале «Культура». Раньше привлекали балеты и оперы. А сейчас на экране сплошь столичные драмтеатры. За полтора месяца посмотрела 23 спектакля. Из них семь по пьесам великого «бытописателя денежной силы» А. Н. Островского.
110 лет в Камышинском театре это любимый драматург. Невольно сравниваешь местные спектакли со столичными. Помню, в начале шестидесятых ставил у нас пьесу «Таланты и поклонники» Иван Михеев. И сам так убедительно играл студента-проповедника, ратующего за честность, искренность, упорный труд. А молоденькая актриса, влюблённая в него, уходит на содержание к богатому старику. Ох, уж как я негодовала со всеми зрителями!
Прошло время. Всё изменилось. И проповедник, у которого нет ничего, кроме пачки книг, как-то съёжился и померк при всей своей правоте. А помещик, который просто подарил актрисе очень красивое платье к премьере, как-то вырос в глазах зрителей. Ликует Ирина Пегова. В восторге её мать по сцене Светлана Немоляева. Ей он тоже подарил богатую шаль. Вот так и уходят от любимого к щедрому. И зрители теперь не очень-то осуждают. Уж если некоторые девушки идут на панель, чтобы внести плату за обучение в институте, то что сказать о юных дарованиях, мечтающих о хороших ролях и достойных костюмах!
Или «Мудрец». Так назван в Ленкоме спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Режиссёр Ю. М. Хвостиков ставил пьесу у нас под заголовком «Я вам нужен, господа!». Волгоградец Дмитрий Матыкин вернул авторское название.
Марк Захаров необходимость стране таких энергичных, предприимчивых, деловых людей как «мудрец» Егор Глумов, подчёркивает ещё ярче. Героя после всех разоблачений сажают за общий стол, подкармливают. Но его мутит, и он убегает. «Тёмное царство» — не такая уж радость для молодых, ищущих людей. Но где же ещё пробиваться? Очень нравится мне выражение итальянского художника Даниэля Финци Паска, оформлявшего олимпиаду в Сочи: «Свобода — твоё личное мироощущение». Это многих спасает от отчаяния.
В оформлении московских спектаклей укрепился символический дизайн. У нас это частенько от бедности, у них от избытка идей. Душа отдыхает в Малом театре. На сцене нормальная мебель, исторически достоверные костюмы. С удовольствием посмотрела «Ревизора» и «Наследников Рабурдена».
Театр имени Моссовета поразил изумительной игрой Георгия Тараторкина и Ольги Остроумовой. Сатирически показана пошлая сторона актёрской жизни в драме «Не будите мадам». Француз Жан Ануй заключил свою пьесу вопросом: «Неужели так и надо — спать с кем попало, зарабатывать деньги. И всё?». Рядом с творческими поисками на разрыв аорты Георгия Тараторкина такие слова звучат кощунственно. Главная идея спектакля прожигает душу. И так всюду.
«Рушится связь между родителями и детьми». Константин Райкин в «Короле Лире» испепеляется. «Антисемитизм — подлость хуже некуда». Посмотрите чеховскую «Скрипку Ротшильда» с Валерием Бариновым и Игорем Ясуловичем. Играют так, чтобы до каждого дошло. А как хорош молодой Игорь Гордин в «Даме с собачкой» Петербургского Малого театра! Мы ещё услышим его много-много раз.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Коронавирус принёс нам радость регулярного общения с театрами наших столиц. Не пропускайте - чуть ли не каждый день в 14:35.
Если эпидемия будет волнообразной как говорят, то театр мы только по ТВ смотреть будет. Театр может умереть без зрителя. А когда мы всен переболеем, как говорят "стадным типом", еще не известно.