Катастрофы по техническим причинам происходили всегда. Наверное, с того времени, как человек изобрел колесо и вставил четыре колеса в первую телегу. Хочется надеяться, что их будет меньше...

В августе 1886 года новый пароход «Вера» сгорел около села Ровного, на Камышинском плесе. Пароход «Вера» принадлежал компании «Самолет». Кстати, фраза «Самолетом до Самары» в те времена означала путешествие по Волге пароходом этой компании.

Трагедия произошла в ночь с 7 на 8 августа из-за нарушения правил пожарной безопасности. Возгорание, как потом сообщили выжившие, началось из рубки первого класса. Пожар быстро стал распространяться по пароходу. Спасаясь от огня, два кочегара попытались одновременно вылезти в окно из горящего машинного отделения, но застряли и сгорели заживо. Пассажиры выбегали из кают на палубу, но и здесь не всегда удавалось спастись. Многие прыгали в воду... К сожалению, двигатель не был заглушен: люди попадали под колеса парохода и получали увечья. Доплыть до берега у них не хватало сил. Как и у многих женщин и детей. На следующий день десятки трупов были выловлены в Волге рыбацкими сетями.

Гибель парохода "Вера" (по описанию очевидцев рисовал А. Рябушкин, "Всемирная иллюстрация", 30 августа 1886 г.)
Гибель парохода "Вера" (по описанию очевидцев рисовал А. Рябушкин, "Всемирная иллюстрация", 30 августа 1886 г.)

Журнал «Всемирная иллюстрация» (№36 от 1886 года) сообщал:

«По выходе из села Золотого, при наступлении сумерек, на пароходе зажжены была лампы, которые, вопреки циркулярному предписанию министра путей сообщения, наполнялись вместо олеина легко воспламеняющимся керосином. Зажигавший лампы лакей забыл в одной из них, в первом классе, опустить фитиль и вышел. Через несколько времени стекло лопнуло и загорелся потолок. Прибежавший лакей с испуга бросил лампу на пол, керосин разлился и загорелся пол; лакей от этого еще более растерялся, схватил ведро воды и вылил его на пламя, но последнее от того разгорелось еще сильнее. Тогда лакей выбежал с обожженными руками и лицом и с криком: «батюшки, горим!» бросился к капитану, который находился на падубе. В это время сделана была попытка одним матросом затушить пламя, бросив на него ковер, но оказалась уже запоздавшею: пламя охватило всю каюту.

Капитан парохода, г. Алекрицкий, в то время, когда началась тревога, находился на вахте и не придал особого значения суматохе, так как раньше было несколько фальшивых тревог: на пароходе было много корзин с виноградом, закрытых рогожами (следовало закрывать брезентами), и часто эти рогожи загорались от неосторожности курящих пассажиров. Но когда огонь выбился наружу, то капитан приказал дать полный ход и поворотил пароход к саратовскому берегу, на более отлогое и мелкое место, хотя «Вера» в момент обнаружения несчастия шла по фарватеру, около левого самарского берега, вблизи уже Ровного. Сделано это было потому, что левый берег Волги около этого места очень обрывист и глубок.

Между тем крики лакея сделали свое дело. Пассажиров охватила паника. Пример подал астраханский купец Китов: наскоро накинув чуйку и надев даже галоши, он, перекрестившись, бросился в воду, а за ним, как стадо баранов, начала бросаться публика, без цели, без расчета, в большинстве даже не умея плавать. На другой день было отыскано тело этого купца и в кармане чуйки найдено 7.000 рублей деньгами» .

Всего погибли более 200 пассажиров (на борт было взято около 400 человек). Трагедия потрясла Россию. Сделав выводы, губернатор Саратовской губернии Н. М. Баранов подписал распоряжение о введении противопожарных мероприятий. Этот пожар ускорил создание речных школ, первым из которых стало нижегородское речное училище имени Кулибина.

7 октября (24 сентября) 1905 года газета «Биржевые ведомости» (Санкт-Петербург) сообщала: «23-го сентября. Сегодня в 20-ти верстах от города Камышин на пассажирском пароходе общества по Волге «Император Николай Второй» взорвало топку парового котла. Трое из машинной команды убито, 6 пассажиров обварено паром».

К слову, гибель парохода «Вера», если говорить образно, зажгла искру таланта замечательного художника, певца волжских просторов, Якова Вебера (1870-1958). Свою первую настоящую картину – красками на холсте – Вебер нарисовал в 1886-ом году. Называлась она «Гибель парохода «Вера». Или «Спасение жертв на корабле «Вера». 16-летний Вебер оказался свидетелем происшествия, и оно произвело на него очень сильное впечатление. С этой картиной будущий художник, родившийся и живший в селе Голый Карамыш (ныне село в Красноармейском районе Саратовской области), поехал поступать в Саратовское Боголюбовское рисовальное училище.

Яков Вебер. "Последний рейс". 1930 год
Яков Вебер. "Последний рейс". 1930 год

Уже в Саратове Вебер обратился за содействием к бывшему ровенскому аптекарю Замелю. Тот имел знакомства в высоких кругах, и на извозчике привез юношу прямо к директору Радищевского музея. На суд была представлена «Вера» и несколько других картин и эскизов. Не долго думая, директор дал Веберу контрольную работу: сделать две копии с картин. Когда задание было выполнено, он объявил, что берет талантливого юношу младшим служителем музея. Карьера художника началась...