в 1911 году на заседании Камышинского земского собрания (представительный орган власти — прообраз нынешней районной администрации) слушался вопрос о замене гужевого транспорта (так называемой «ямщины» — от слова «ямщик») на автомобильный. Об этом infokam.su рассказал в материале «Как в Камышине автомобиль появился».
Тогда же было принято решение о покупке, скажем современным словом, «иномарки» (тогда были в продаже только такие автомобили).
Просить фирму «командировать шофера»
Первый в городе автомобиль камышане приобрели у компании «Марк и Ко», которая предложила хорошую рассрочку платежа. В свою очередь, Земская Управа попросила фирму «командировать шофера».
В архиве Камышина и местном музее хранится крайне любопытная фотография — она неизменно вызывает интерес и носит название «Первый автомобиль в Камышине». Это 1912 год. Автомобиль с пассажирами замер у Земского дома (ныне Камышинский историко-краеведческий музей).
Если в прошлой статье я задался вопросом, а не это ли первый автомобиль города, то теперь можно сказать точно: «Это он!». И даже назвать марку. Это N.A.G. Darling Phaeton. NAG — это NeueAutomobilGesellschaft. Германская фирма AllgemeineAutomobilGesellschaft выпускала автомобили с начала XX века, а после слияния с электротехнической компанией AEG она получила название NAG.
Напомню также, что первый автомобиль сломался в 1913 году. Его возвратили обратно с доплатой и приобрели новый Darling Phaeton той же фирмы.
Как в городе стало два автомобиля
Помогли мне в исторических изысканиях очередные издания «Журналов Камышинского уездного земского собрания». На сей раз за 1915 год, где, наконец-то, прозвучала марка приобретенного чуда технической мысли и был озвучен доклад под названием «Об автомобиле». Доклад явно писал человек, уже влюбленный в новое изобретение человечества.
«Опыт 1911, 1912 и 1913 годов показал, что быстрое и удобное передвижение на автомобиле, при сравнено недорогом его содержании, не оставляет желать лучшего как в смысле удобства, так и в смысле быстроты передвижения, — обрисовал ситуацию докладчик. — Достаточно указать на такие примеры, как объезд комиссией в один день целого района (Камышин — Саломатино — Петрунино — Барановка — Камышин), включая сюда заезды на различные сооружения общественных работ!».
Конечно же, сравнивались расходы. Читателю, вероятно, будет интересно узнать, что на топливо для второго автомобиля (это был 25-сильный Н.А.Г.) в год тратили 933 рубля. Тогда как жалованье шофера составляло 630 рублей. Это были просто огромные деньги по тем временам, превышающие доходы учителя или врача... Но врачи да учителя были и у нас, а шоферов присылали от фирмы вместе с автомобилем (к тому же шофер числился и механиком).
Третий автомобиль — ни к черту!
Но возвратимся к докладу... Выступающий пояснил:
«Кроме приобретенного 25-сильного автомобиля типа Н.А.Г. в распоряжении Управы находится еще один автомобиль «Жермен» (Germain), присланный фирмою на испытание, после которого предполагалось приобрести его в собственность. К сожалению, этот последний автомобиль оказался слабой конструкции, часто ломался в пути и вызывал лишние расходы на ремонт и замену частей».
В итоге, автомобиль отослали обратно. Фирма поначалу сопротивлялась, требуя выкупа, но дело уладили: фирмы выдала Управе срочные векселя и забрала свою технику.
Гласные (депутаты) Земской управы единодушно проголосовали «за» все озвученные расходы на содержание автомобиля, уточнив, что его требуется употреблять «главным образом для обслуживания дел по школьному строительству и возведению всех гражданских сооружений в уезде».
Вот так на камышинской земле бельгийский автомобиль фирмы Germain вчистую проиграл по характеристикам германскому N.A.G.
P.S. Возвратимся к фотографии... Посмотрите на первый автомобиль Камышина — у него ручной клаксон с «грушей», около клаксона — фонарь (хотя имелись две фары на бочкообразном капоте). А дверь открывалась откидной ручкой (в виде скобы). Для сравнения приведена еще одна фотография N.A.G. Darling Phaeton.