На рубеже XIX-XX веков во всем мире только и говорили о новом детище прогресса — автомобиле. И хотя в большинстве городов самым массовым оставался гужевой транспорт, но в крупных городах нет-нет, а появлялся «железный конь».
Любопытно, что в России первый автомобиль промчался, поднимая пыль, не по улицам Санкт-Петербурга или Москвы, а по Одессе. Продукцию французского автопрома «Панар-Левассор» в 1891 году приобрел редактор газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. На улицах Москвы первые автомобили появились в 1899 году. А в 1902 году в Санкт-Петербурге открылся крупнейший в Российской Империи магазин по продаже автомобилей, имевший ремонтную и кузовную мастерские. Эдакий прообраз современных дилерских автоцентров.
Пролетели годы, и вот уже в 1911 году на заседании Камышинского земского собрания (представительный орган власти — прообраз нынешней районной администрации) слушался вопрос о замене гужевого транспорта (так называемой «ямщины» — от слова «ямщик») на автомобильный.
В случае приобретения автомобиля фирма командирует своего шофера
Председатель Камышинского уездного земского собрания Михаил Хрисанфович Готовицкий так обосновал прогрессивную позицию:
«Содержание земской ямщины обходится ежегодно Земству в 40 тыс. рублей. Затрата такой крупной суммы невольно заставляет изыскивать способы, как уменьшить расходы по этой отрасли земского хозяйства, а вместе с тем и не ухудшить ее, а улучшить — сделать способ передвижения по уезду более правильным и скорым... Передвижение на лошадях может быть заменено автомобильным сообщением. Но прежде, чем вводить автомобильное движение, необходимо убедиться на опыте в тех удобствах, которые им доставляются, и учесть все выгоды и неудобства. А для этого необходимо завести хотя бы один автомобиль и испробовать его по нашим дорогам в различное время года. В моем распоряжении имеются прейскуранты различных фирм и отзывы лиц, купивших машины, в которых приводятся данные о пригодности автомобилей для наших русских дорог и между прочим лестный отзыв графа М. Л. Олсуфьева. Условия, предлагаемые фирмами для приобретения автомобилей, очень льготные: цена 4-х местного автомобиля — 3500 руб., при покупке уплатить 1500 руб., остальные отсрочиваются на год или два. При покупке же нескольких автомобилей может быть уступлено еще несколько сот с каждого. Причем в случае приобретения автомобиля для демонстрирования фирма командирует своего шофера на 1-2 месяца и представителя фирмы. Если вопрос о введении автомобильного движения Земское Собрание решит в положительном смысле, то на приобретение одного потребуется в нынешнем году 1,5 тысячи рублей, которые можно отчислить из процентов, накопившихся на земский капитал».
Гласный (то есть депутат) Шлидт высказал сомнение в — цитируем: «пригодности автомобилей для наших дорог». А гласный Гидеон, наоборот, предположил, что «предприятие это для Земства будет выгодно». Еще один гласный — лесозаводчик Рогожин выступил с критикой: по его словам автомобиль на наших дорогах — не пригоден, а если «мы заведем автомобили, то надо иметь запасных лошадей...»
— В грязь каждое колесо будет весить 50 пудов, а зимой серьезные препятствия будут представлять снежные заносы, сугробы! — заявил Рогожин. (И, как скрупулезно записал стенографист: «далее гласный со значительной долей юмора говорит о неудобствах, о которых рассказывали ему знакомые...»).
Рогожина оборвал председатель собрания Готовицкий, заметив, что «в Земское собрание гласные избираются для решения серьезных вопросов, а не выслушивать разные анекдоты». И Рогожин, высказавшись в целом против замены гужевого транспорта автомобильным, все же дал согласие купить один автомобиль для нужд Земской Управы.
Арендовать или купить?
Поступило и мудрое предложение для начала арендовать автомобиль — в качестве, так сказать, пробы.
Однако аренда, как говорят, «не прошла»: предложенная известной компанией «Марк и Ко» рассрочка платежа оказалась куда более привлекательной. Голосование поставило точку: 17 — «за», трое — против. Было принято решение купить машину для Земской Управы и просить фирму «командировать шофера».
...А вот тут сделаем небольшое отступление и посмотрим на фотографию к статье. Она неизменно вызывает интерес и носит название «Первый автомобиль в Камышине». Почему именно так, я ответа от профессионалов не услышал: деcкать, так называли старожилы. Это 1912 год. Автомобиль с пассажирами замер у Земского дома (ныне Камышинский историко-краеведческий музей). Закономерно спросить: уж не об этом ли автомобиле я рассказал выше? Если Земство приняло решение в 1911 году, то возможно, что именно о нем. Ведь в автомобиле сидит главный врач Камышинской земской больницы Сементовский. Хотя, конечно, вопрос спорный.
Ну а теперь о том, что же произошло дальше в нашей истории с покупкой. В 1913 году автомобиль, купленный Камышинским Земством, сломался. Фирма-продавец к этому времени была ликвидирована, а на ее месте возникло «Новое автомобильное общество», поэтому бесплатного ремонта сделать не удалось.
Второй автомобиль
В журнале заседания Камышинского уездного земского собрания (1913 год) есть сообщение: «Председатель заявил, что данное ему поручение приобрести новый автомобиль им выполнено.... Фирма «Марк и Ко» теперь не существует, и претензии предъявлять не к кому, а фирма «Новое Автомобильное Общество» перед Земством не ответственно, так как автомобиль был куплен не у нее...».
— Эта фирма согласилась взять наш старый 22-х сильный автомобиль за 1,5 тысяч руб. и дать нам новый в 40 сил с доплатою 7 тысяч руб. Гарантия за исправность работы дается на полгода. Все запасные части к старому автомобилю фирма соглашается обменять на такие же к новому. На таких условиях я и решился автомобиль приобрести от названной фирмы. Кроме того, у нее куплено разных принадлежностей к нему на 320 руб.», — отчитался председатель.
Словом, автомобильное движение пришло в Камышин, чтобы остаться в нем навсегда. Хотя примерно до середины XX века по улицам города ездили как машины, так и гужевые повозки.
Потрясающе! С этими фото Камышин кажется супергородом.