Государственное самосознание, как я понимаю, выражается в осознаваемой причастности к стране. А страна наша называется Российская Федерация. Официальный язык русский. Потому как нашу державу создали в основном русские, которых в РФ 80 % от общего числа населения. И живут, в основном, православным представлением о жизни и соответственно несут в себе славянскую культуру. Национальные автономии имеют свои языки и свои духовные и культурные составляющие. Казалось бы чего проще. Учитывайте это, и никаких проблем ни у кого не будет. Но проблемы есть. Так как не всё безоблачно в этом определении в нашей стране. Говоря о национальном самосознании нацменьшинств, нельзя забывать, что это самое самосознание имеется и у русских. Складывается такое впечатление, что этот факт не учитывается в нашем обществе.

Не ведаю, этично ли мне мусульманину суфийского толка, гражданину России, русскому киргизского происхождения эту тему поднимать? Но знаю другое, что умалчивать об этом никак нельзя, особенно сейчас. Поэтому позволю себе некоторую вольность, да простится мне моя, возможно, бестактность, и выскажу субъективное мнение по поводу декларированной и реальной толерантности. А она прямо связана с государственным, национальным и личным самосознанием.

Патриотизм и идентификация с государством — важные моменты в деле общежития в одной стране. Но без терпимости друг к другу трудно сохранить лад не только в обществе, но и в семье. А её родимой в последнее время все меньше и меньше. Да, у нас есть законы, строго карающие любого, кто посмеет публично, открыто демонстрировать своё национальное превосходство перед другими, тем более, если он призывает к розни и реализует на практике свою ненависть или презрение к тем, кого считает недостойным пребывать, жить в России. Закон есть, но он не снимает межнационального напряжения.

Спрашивается почему? Однозначного ответа в таком деликатном вопросе быть не может. Не обессудьте, если что не так выскажу, но я попробую на него ответить со своей колокольни, коли взялся за это не простое дело.

Декларированную толерантность нам обеспечивает наша конституция. На деле ее, родной, в нашем сообществе намного меньше, чем нам этого хотелось бы. То есть в реальности существует проблема, которая, если её не решать во всех направлениях, перерастет в угрозу. А она, в свою очередь, приведет к серьёзному разладу среди россиян. Что нужно делать, чтобы этого не произошло? В первую очередь, попытаться выявить причины потенциальной беды. А затем попробовать их решить.

Россия — многонациональная страна. И все в ней равны перед Богом и перед законами. Формально это так. В действительности же имеет место быть градации, обособленности, чопорности. И именно русские оказываются в положении игнорируемых людей в собственной стране. Из-за чего так складывается? Из отношения к ним. Власть, богатые материально люди, чиновники всех мастей, прижившись в созданной ими за счет соотечественников привилегированной среде, отгородились от них каменной стеной, сложенной из отговорок, отписок, формализма, коррупции. Кто-то может сказать, мол, это всех простых смертных касается. Да, соглашусь, но русских в первую очередь добавлю. Материальное благополучие отгороженных от «элиты» россиян желает быть лучшим.

Да простится мне моя не воспитанность, речь далее пойдёт о духовной стороне нашей жизни. Не ведаю, как там у иудеев и буддистов, но высшие представители христианства и мусульманства демонстрируют свою откровенную лояльность именно к представителям привилегированной среды. Я не встречал ни одного высокопоставленного духовного сановника, регулярно критикующего власть, богатых людей, чиновников. Призывающего их заботится о ближних своих из низшего сословия, стыдящих их за нищенское положение миллион россиян. Понимаю, они и не должны этим заниматься. Но, глядя на лица молящихся в божьем храме чиновников или сверхбогатых людей от которых зависят судьбы миллионов людей и, от которых они отгородились, возникает вопрос: а кто-нибудь из ратников храмов говорит им хотя бы слова Иисуса Назарянина про игольное ушко? Всё это видят простые россияне и наверняка задаются своими вопросами, например: если вы верите в Бога, то как же вы можете себя так вести, не по-людски? Такие моменты низводят роль религии до формального статуса.

Наша страна огромная. Нацменьшинства главным образом сконцентрированы в своих национальных территориальных округах, где веками складывался их уклад. Русские живут везде, но, в основном, в областях, не имеющих автономного акцента. И в этих областях у русских тоже сложился свой уклад жизни. Русские, гостящие или живущие в национальных федеральных субъектах, ведут себя согласно местным обычаям, не провоцируя коренных жителей своими не обдуманными поступками. Чего не скажешь о некоторых представителях нацменьшинств — тех, кто гостит или начинает жить в областях, центрах, где проживают в массе своей славяне. Откуда такое пренебрежение? Этот вопрос открыт. Главы федеральных субъектов, особенно кавказского региона, делают вид, что они не несут ответственности за своих поданных, которые ведут себя хамски вызывающе там, где следовало вести себя скромнее, уважительнее. Если бы подобное поведение было направлено лично против них, они бы нашли аргументы, чтобы приструнить таких представителей их народности, где бы те ни находились.

В любом месте России существуют землячества, имеются свои уважаемые лидеры. А они тесно общаются с главами республик, автономий и областей. Значит, можно объяснить ретивым провокаторам спокойствия, что они не правы в той или иной ситуации. Землячества существуют только у малых народностей — думаю, это не нужно прояснять. Почему такая работа не проводится теми, кто мог бы при желании их вести? Нет работы, нет результата. При таком положении обязательно найдутся такие, кто обвинит главы отдельных федеральных субъектов в пассивном пособничестве к розни между россиянами.

Хочу сразу заметить, лично я не обвиняю. Кто-то может заметить, что главы федеральных субъектов таковы, потому как высшая власть им такое позволяет. Не соглашусь. Президент и премьер-министр замечания, в принципе, по таким вопросам делать не могут, так как являются гарантом жизни для всех без исключения. Но надо понимать, что эти вопросы должны регулироваться уже главами регионов, исходя из ситуации.

Приведу пример. Лезгинка танец красивый, безусловно, но когда его танцуют на поклонной горе, то это уже не культурная составляющая какого-нибудь мероприятия, а вызов одних представителей одной национальности другой, это плевок в чувства другой народности. Никому в голову не придет, например, славянину, танцевать краковяк на погосте или в другом священном для мусульман месте. Единственный руководитель федерального масштаба, глава Ингушетии, признал, что лезгинка на поклонной горе не танец, а вызов, чего допускать нельзя. Я с таким заявлением согласен. Проблема не в танце, а в отношении.

Есть ещё одна категория людей, игнорирующих русских. В нашу страну приезжает много иностранцев, в том числе из республик бывшего СССР. Здесь плохо работает министерство иностранных дел. По моему глубокому убеждению, именно МИД обязано проводить, как минимум, лекции в посольствах, а те в своих диаспорах на тему культуры поведения в другом государстве. Живёшь в России — изучай язык. Живешь и работаешь в Туве, изучай культуру русскую и тувинскую, живёшь в области — изучай местные обычаи и относись с пониманием и уважением того, чего изучил. Получается, иностранцев запустили, а не объяснили им, где они находятся. Они и хозяйничают во всю по-своему, раздражая местных жителей. Более того, им пособничают представители власти на местах, чрезмерно оберегая или предоставляя им лучшие, например, торговые места.

Не секрет, что криминальная обстановка у нас стала еще хуже благодаря легальным и не легальным мигрантам. Надо отметить, далеко не все они преступники. Многих из них, особенно выходцев из Средней Азии, нещадно эксплуатируют наши предприниматели, чем увеличивают безработицу среди poccиян, уменьшают налогообеспечение нашей казны и дискредитируют наши устремления совершенствовать Россию, нарушая элементарные права человека.

Причины тенденций уменьшения реальной толерантности среди россиян, получается, в искусственном разграничении общества на особых и остальных людей, живущих в вечной нищете. В переходе конфессий в формальный формат. В отсутствии работы глав некоторых регионов по
вопросу хамства и вызывающего поведения своих подданных. В отсутствии работы в диаспорах. В коррупции власти на местах, в первую очередь. В миграционной проблеме. В реальном отсутствии оппозиции политических партий. Если бы имела место быть настоящая оппозиция, то многие
вопросы разрешились бы в процессе межпартийной контрольной деятельности, имеющей силу влияния.

Я привел, наверное, не окончательный список вопросов, но если сегодня не предпринять решений во всех направлениях, то это приведёт к тому, что истинная толерантность окончательно станет декларативной. А она, как показывает история, никого ни к чему не обязывает. Ибо в природе своей не имеет возможности прививать и развивать терпимость друг к другу, ибо конкретно никто ответственности не несёт, так как все, кто должен это понимать и, соответственно, действовать, вуалируются под формальными отговорками. Кто-то может меня обвинить в близорукости, кто-то может усмотреть в моих словах призыв сменить власть, кто-то, наверное, заметит, будто я вношу в наше общество национальное разногласие и так далее. Это их проблемы. Но хочу подчеркнуть. Власть, какая ни есть она избрана народом, значит, де-юре законная. К ней мне, как законопослушному гражданину, и обращаться. Конфессии, какими бы они ни были, остаются духовными ориентирами людей — значит, их авторитет пока остаётся незыблемым для многих. Им и задумываться над стоящими вопросами.

Главы регионов тоже избраны своими народностями — значит, с ними и надо вести диалог. Власти на местах тоже не с пустого поля пришли — кого выбрали, кого назначили. Этой власти и озадачиваться своим выздоровлением. Богатые люди, как ни крути, сумели заработать своим интеллектом свои навары. Но за счёт кого и чего, я бы задал вопрос? Вряд ли они честно ответят. Тем не менее, хотелось бы им посоветовать: может, есть смысл теперь подумать и о душе грешной. Да как-то начать очищаться, посильно помогая своим соотечественникам. Не просто раздаривая купюры, а вкладывая в развитие культуры, образования, в зарплаты, в рабочие места и так далее. Ну и сам Бог велел допускать оппозицию — не бутафорную, а действительную. А МИД и Министерство по миграции обязаны работать на результат по вышеперечисленным вопросам.

Подытожу. Одна из причин проблем толерантности в России, на мой взгляд, кроется в игнорировании национального самосознания русских теми, о ком была выше речь, в надуманном стеснении говорить об этом в СМИ. Решения проблемы напрашиваются сами по себе. Но с чего-то надо начинать решать её. А начинать, думаю, необходимо каждому с себя. Впрочем, ваш покорный слуга, уже в процессе. А вы?