13 августа Камышинский историко-краеведческий музей отметит юбилей — 50 лет со дня основания. Созданный общественностью, храм памяти и просвещения бережно хранит историю города и края. На этой неделе в прекрасном старинном здании открывается новая выставка, приуроченная к Всемирному дню музеев и посвященная 50-летию Камышинского историко-краеведческого музея.
— «Пою перед тобой в восторге похвалу/ Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу», — цитированием великих слов русского ученого Михайло Ломоносова открыла для infokam.su путешествие по выставке научный сотрудник музея Вероника Виславская. — Новая выставка носит название «Стеклянный натюрморт» и посвящена Его Величеству стеклу. Основные экспонаты выставки представлены из фондов музея, а также из частной коллекции Почетного гражданина Камышина Анатолия Хоботова и школы № 17. Благотворительную помощь в организации экспозиции оказала фирма «Мир стекла».
Открывается экспозиция природными материалами, из которых в настоящее время производят стекло. Привычные к современному виду этого изобретения рук человеческих, некоторые уже позабыли, каким оно было в начале сотворения. Некогда практически непрозрачное и бесформенное, сегодня оно захватило планету, став цветным, кварцевым, хрустальным, растворимым, оконным…. Заводы производят удивительные его виды, которые создаются благодаря разнообразным добавкам, изменению состава и структуры. Вспомните хотя бы стекло Сваровски. До сих пор многие вздыхают: «Это же бриллиант, а не стекло!» К слову, на выставке представлены фотографии изделий из стекла Сваровски.
В наши дни стекло изготовляют закаленным и прочным, гибким и упругим, небьющимся, даже легким и пористым, как губка. И практически любого цвета! Большая и интересная часть экспозиции посвящена изделиям из стекла, которым сто и более лет. Это не только бутылки различной формы и расцветки, предназначенные для разлива спиртных напитков или, например, эссенций. Это также очки и лупы, которые долгое время исправно служили жителям уездного Камышина.
Камышанам, несомненно, будет интересна часть экспозиции, собранной из изделий Камышинского стеклотарного завода. Здесь вазы, которые украшали дома многих горожан, а также спортивные кубки, банки, бутылки… Завод прославился во всем мире не только, как мощный производитель стеклобанки, но и как творческая мастерская, где в разное время трудились талантливые мастера.
Интересна и познавательна история стекла, которую поведала нам научный сотрудник музея Вероника Виславская. Например, любопытно было узнать, что стеклоделие возникло более пяти тысяч лет назад. Если верить легенде, записанной римским историком Плинием Старшим, появилось оно благодаря финикийским купцам. Мореплаватели, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили к песчаному берегу. Ночью они развели костер, чтобы обогреться и приготовить еду. Однако, не обнаружив поблизости камней, мореплаватели обложили костер кусками соды. Наутро удивленные торговцы обнаружил в золе твердый прозрачный слиток.
На выставке, посвященной стеклу, можно узнать, откуда родилось слово «халява». Оказывается, ничего обидного в нем изначально не было. Халявой называлась заготовка для оконного стекла. Мастер выдувал ее, как мыльный пузырь. Только получался у него не шар, а цилиндр. Горлышко и дно срезали, полученную форму разрезали — и, нагревая, выравнивали. Так получался лист стекла.
Прошли века, и люди установили: если в стеклянную массу добавить ничтожное количество мелкораздробленного золота, такое стекло станет ярко–красным — «рубиновым». В 1937 году над древними башнями Кремля зажглись алые звезды. А в 1974 году для московских звезд сварили четырехслойное стекло разных оттенков для большей контрастности. Теперь «рубиновые звезды» известны всему миру. А ведь это — тоже стекло…
— В год 50-летия музея коллектив приложил все усилия для того, чтобы новые выставки привлекли внимание как можно большего количества камышан, — рассказал директор Камышинского историко-краеведческого музея Сергей Чеботарев. — Мы приглашаем камышан и гостей города на выставку «Стеклянный натюрморт», которая создана на богатом материале музейных фондов.