Олег Белозёров — генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги». Родом из Латвии, окончил университет в Петербурге. Возглавляет РЖД с 2015 года. До этого руководил Росавтодором и был замминистра транспорта РФ.

Детство и юношеские годы

Олег Валентинович родился в латвийском городе Вентспилсе в 1969 году. Родители были докторами: отец Валентин Белозёров работал рентгенологом, а мать Леонила Кирилловна — невропатологом.

В детстве часто путешествовал на поезде вместе с семьёй, а в молодости объездил практически всю республику. Также увлекался спортом, в особенности лёгкой атлетикой. В 10 классе поставил школьный рекорд в спринте на 400 метров.

Выпустился из школы в 1986-м и поступил в Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского. После первого курса Белозёрова призвали в ряды Вооружённых сил СССР. Служил на границе в Мурманской области, потом был переведён в спортроту.

Вуз окончил в 1992 году, а в 2005-м защитил диссертацию и стал кандидатом наук.

Трудовая биография

Первая запись в трудовой книжке Белозёрова появилась ещё до окончания университета. Будучи студентом четвёртого курса, он устроился в молодёжный научно-технический центр «Гран», где через год стал его начальником.

В 1990-е успел поработать в компаниях «Экокон», «СЗСП-94» и «Лагун». В 1998 году перешёл в «Ленэнерго». Это старейшая электрическая компания России и самое крупное электросетевое предприятие Петербурга. В организации он сначала был заместителем коммерческого директора, потом коммерческим директором, а после — главой департамента по транспорту и материально-техническому обеспечению.

В 2000-м Белозёров стал замдиректора «Грузового автотранспортного предприятия №21». В 2000–2001 годах возглавлял финансово-экономический отдел аппарата полпреда Президента в СЗФО. В 2001–2002 годах работал заместителем директора по управлению корпоративным имуществом петербургского производителя оптических приборов «ЛОМО». С 2002-го по 2004 год был гендиректором «Российской топливной компании».

В июле 2004-го Белозёров перешёл в Росавтодор — его назначили на должность замглавы. В ноябре того же года он сам занял пост руководителя ведомства.

В начале 2009-го управленец вошёл в первую сотню кадрового резерва главы государства. В том же году его назначили заместителем министра транспорта РФ. Через шесть лет, в мае 2015-го, он стал первым замминистра, а в августе возглавил РЖД.

Руководитель железных дорог

Назначая Белозёрова на пост руководителя железнодорожного холдинга, премьер-министр РФ поставил перед ним несколько важных задач. Одна из основных касалась оптимизации расходов монополии.

В первый год работы президент РЖД добился роста по всем основным показателям: грузообороту, пассажирообороту, пассажирским перевозкам. За два года компания сэкономила 100 млрд рублей благодаря пересмотру трат. В конце 2016-го чистая прибыль РЖД превысила прошлогодние показатели в 12 раз, а в 2017-м — в 14 раз.

Кроме того, за два года организация сократила число транспортных происшествий на 38%. Постепенно увеличивалась производительность труда. Так, за 2017 год она выросла на 10%.

В 2018-м деятельность компании оценили в Международном энергетическом агентстве и Международном союзе железных дорог. Они признали РЖД самой энергоэффективной, экологичной и безопасной ЖД-компанией.

В 2019-м под руководством Олега Белозёрова «Российским железным дорогам» удалось достичь рекорда по перевозкам пассажиров за 11 лет — 1,2 миллиарда человек.

Глава холдинга также тесно работал с обращениями граждан. Вместе с сотрудниками на совещаниях он разбирал жалобы россиян, которые поступили через интернет-приёмную. В результате обслуживание пассажиров заметно улучшилось. Большое внимание было уделено сервису, появились новые услуги и комфортабельные поезда.

«Российские железные дороги» сегодня

В пандемийном 2020 году госмонополия избежала больших потерь: погрузка снизилась всего на 2,7%, а тарифный грузооборот — на 2,2%.

Компания продолжила обновлять подвижной состав и внедрять новые технологии и услуги. Был полностью обновлён подвижной состав на маршруте Москва — Владивосток. Для этой цели РЖД закупили более 200 вагонов нового поколения. Кроме того, холдинг запустил 20 новых пригородных маршрутов.

Надёжность доставки по железной дороге за шесть лет достигла небывалых показателей — в срок прибывали более 99% грузов. Показатели по безопасности движения превысили план на 15%.

За шесть лет при Белозёрове компании удалось сделать многое: внедрить мобильное приложение, обновить сайт и сделать его удобным, увеличить глубину продаж билетов до 90 суток, а на некоторые поезда — до 120 дней, ввести новые маршруты с туристическим потенциалом и прочее.

Чтобы увеличить пропускную способность железных дорог, РЖД реализует масштабный проект по модернизации БАМа и Транссиба. Он включает строительство новых путей, станций, реконструкцию искусственных сооружений, усиление контактной сети, модернизацию тяговых подстанций и автотранспортных пунктов. В 2021 году было запущено движение по Второму Байкальскому тоннелю. Семь километров сквозь скалы соединили железной дорогой Иркутскую область и Бурятию. Таким образом, завершается первый этап проекта. Реализовывать его предстоит до 2024 года.

В августе 2018 года журнал Forbes поставил Белозёрова на девятое место в рейтинге самых влиятельных россиян, а в январе 2021-го он возглавил составленный «Коммерсантом» топ бизнесменов и руководителей, наиболее часто упоминаемых в печатных СМИ.

Семья

Олег Белозёров женат. Супруга Ольга занимается предпринимательской деятельностью. Пара состоит в браке с 1994-го. У Белозёровых двое детей: сын и дочь.