В сентябре 2024 года здание железнодорожного вокзала в Камышине отметит 130-летний юбилей. История строительства этого двухэтажного здания (оно возведено на косогоре, поэтому первый этаж со стороны путей виден лишь при приближении к зданию) началась 26 ноября 1893 года. Именно тогда Министерство путей сообщения и Городская Управа города Камышина приняли совместное решение о строительстве железнодорожной линии по проекту инженеров Рязано-Уральской железной дороги (сокращенно: РУЖД; но также правильно Рязанско Уральская, аббревиатура Р.У.ж.д.).
Это был один из самых масштабных проектов для Камышина, в реализации которого приняли заметное участие и местные «гласные» (так раньше именовали депутатов). В 1892 году акционерное общество «Рязано-Уральская железная дорога» обратилось к «обществу города Камышина» с предложением провести в город железную дорогу. Для воплощения проекта в жизнь требовалось провести отчуждение городской земли. Дело в том, что железнодорожная ветка пролегла на землях, принадлежащих городу.
РУЖД предложила свой проект, а Городская дума — свой. После долгих переговоров в июне 1893 года председатель правления РУЖД сообщал саратовскому губернатору князю Мещерскому: «Имею честь известить Ваше Сиятельство, что Камышинская Городская Дума в своём заседании от 3 мая сего года, приняла предложение правления о постройке моста и водопровода для города, взамен согласия на строительство железной дороги».
А ранее состоялось историческое заседание думы по вопросу отчуждения земель. Комиссия гласных (депутатов), которую представляли промышленники и предприниматели И. П. Шемякин, В. Н. Ткаченко, А. Г. Докучаев, А. Д. Алабушев и другие, заключила договор, согласно которому за отведенную землю Акционерное общество РУЖД построило в Камышине железнодорожную станцию с вокзалом (1894 год), депо с поворотным кругом, элеватор емкостью 500 000 пудов, нефтесклад, нефтяную, хлебную, лесную, рыбную и соляную пристани с подъемниками, тоннелями, шахтами и подвесными вагонетками, а также клуб, в котором размещались библиотека и народный театр. Остатки так называемой «лесотаски» РУЖД (лесоподъемник, проложенный в тоннеле, который ведет от Волги к ж/д путям) сохранились до сих пор, их можно запечатлеть на фотоаппарат, проплывая по великой русской реке.
В полном соответствии с договором в 1896 году РУЖД построило мост (впоследствии названный Бородинским), а в 1898 году — городской водопровод. Словом, думцы того времени знали, как и о чем договариваться для блага города.
А в сентябре 1894 года открылось движение на линии Тамбов – Камышин. В момент открытия движения по новой железнодорожной ветке с вокзала «Камышин» ежедневно отправлялось два поезда — пассажирский и почтовый. К слову, улица в городе, проходящая вдоль линии Рязанско-Уральской железной дороги, до сих пор называется Рязано-Уральской.
Будучи в железнодорожном музее Волгограда, автор этих строк с радостью отметил, что на одном из стендов есть и фотография камышинского вокзала, — здания, которое, точно веха, отметила славные дела наших предков, развивавших транспортное сообщение обширной империи, раскинувшейся на одной шестой части суши.
Да !!! Спасибо нашим предкам за такой вокзал!!! А то бы стоял сейчас какой нибудь сарай ,как во многих маленьких городах!!!
И гласные правильно понимали интересы города, и министерство путей сообщения, а главное акционеры РУЖД понимали свой интерес и даже такие, как сейчас говорят, обременения не были препятствием. Вот это – социально ответственный бизнес, а не нынешние пройдохи с «девятками» яиц и гречкой по 850 грамм в пакете. Про пиво объёмом 0,43 литра в банке вообще молчу.
Какие же красивые здания строили, на века