Елена Ивановна ВернидубоваТри года работает при Никольском кафедральном соборе Камыша «Семейный центр мастерства и ремесел». Он был открыт по инициативе старшего священника иерея Алексия Кузнецова и по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Целью работы центра является изучение, возрождение и сохранение народной культуры, а основное внимание уделяется народной игрушке, как предмету воспитания и развития ребенка. Тема народной игрушки — поистине безгранична, но в то же время и в этой сфере есть свои исторические каноны и правила. Чтобы точно и достоверно ответить на все вопросы читателей, мы взяли интервью у руководителя «Семейного центра мастерства и ремесел при Никольском кафедральном соборе г. Камышина», Народного мастера России Елены Вернидубовой.

— Елена, в чем преимущество народной игрушки от современной, которая продается в магазинах и на рынке?

— Создаваемые в народе игрушки обладают огромным запасом исторической памяти. Изготовление игрушек из подручных, природных материалов бытовало повсеместно — в каждом регионе и области, в любом городе и деревне. И всегда было делом семейным: мужчины и женщины в свободное от полевых работ время лепили, рубили, точили, красили детскую игрушку, привлекая к этому труду своих детей — так с ранних лет приучали их к усердию и терпению.

Начиная с XIX века в городах и селах, возникают первые мастерские по изготовлению игрушек для продажи. На их основе развились известные во всем мире промыслы: богородские игрушки из дерева, вятские глиняные фигурки, хлудневские свистульки, разнообразные куклы из Хотькова и Сергиева Посада.

Традиционная игрушка была лишена той нарочитой назидательности, которой отличаются так называемые «новоделы», достаточно недавно вошедшие в наш жизненный обиход. Игрушка — словно народная песня — создавалась как подлинное произведение искусства. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на территории России, отводилась важная роль в воспитании и обучении детей. Она готовила их к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.

— До скольки лет играли в куклы?

— В куклы играли и девочки и мальчики, они проигрывали свою будущую социальную роль в обществе: жених — невеста, муж — жена, папа — мама. После 7 лет мальчиков приучали мастерству мужчины, а девочкам через игру в куклы прививали такие качества как женственность, милосердие, заботу, а так же домовитость и хозяйственность.

А вот раньше кукол делали без лица, почему?

— Специалисты считают, что самая лучшая кукла — это самая простая, тряпичная и без лица. Она может смеяться, плакать, быть похожа на маму или саму девочку. И ребенок может додумать те или иные ее повадки, характер. Это классическая национальная кукла, известная с древних времен, а так называемые «современные игрушки», чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка. И вообще, чтобы оформить кукле лицо надо быть художником, согласитесь нелегко это сделать, да и в крестьянских семьях было не до этого, «белолица, круглолица и так хороша» говорили бабушки, вспоминая своих «самодельных» кукол. Кукла была примитивна, присутствовала условность образа. Кукла — не предмет для раздевания, а предмет игры, поэтому одежда на куклах пришивалась крепко. Важно помнить: самые дорогие игрушки — те, которые изготавливаются своими руками или вместе с родителями из подручных материалов.

— Кто приходит к вам на занятия в Центр и какие приобретают навыки и умения?

— Занимаются в Центре все желающие — педагоги, пенсионеры, работники культуры, домохозяйки. Программа обучения рассчитана на 2 года. По окончании выдаются свидетельства. Программа построена по степени сложности: игрушки от рождения до взрослой жизни. Материал для обучения собран не из книг и журналов, а от первоисточников. Помимо игрушек изучается и художественное ремесло: лоскутное шитье, ткачество, войлоковаляние, лоскутные мячики из Хотькова, роспись сергиевских матрешек. Приглашаем ведущих специалистов России в народной культуре из Саратова, Сергиева Посада, Тулы, Череповца с лекциями и практическими занятиями. К нам приезжают на эти занятия мастера из Волгограда, Волжского, Ростова-на-Дону, Саратова, Калуги.

— Где можно приобрести ваши игрушки?

— У нас традиционно проходят выставки — ярмарки на Рождество, Вербное воскресенье, Троицу, Преображение, а также в церковной лавке собора. Но это не обереги, а просто современная рукотворная игрушка, которую вы не купите ни в одном магазине. Ведь когда люди приходят в магазин игрушки, они же не спрашивают от чего эта лошадка, кукла, мячик… от порчи или сглаза. Вот и у нас — просто игрушка, только сделана она добрыми руками из экологически чистого продукта — льна, натуральных тканей. А еще у нас разрабатывается камышинский сувенир, ведь есть на карте России город Камышин и у нас будет камышинская кукла.

— Елена, а приходят ли к вам люди, не на занятия, а просто поинтересоваться народной игрушкой, ведь в городе практически нет доступной информации для людей в этой области?

— Да, в этом году по инициативе отца Алексия были приобретены витрины и мы начали формировать свой музей игрушки. Здесь можно увидеть работы мастеров нашего Центра, а также эксклюзивные подарки почетных гостей Центра: сергиевские матрешки, куклы в народных костюмах пошитых из ткани, которой больше 100 лет. Мы даем людям в руки эти куклы, чтобы они могли подержаться за «старину». Сейчас мы планируем расширить экспозицию поместить еще один раздел «Промысловые игрушки». Летом у нас было много гостей из различных городов России и из-за рубежа. Мы проводили экскурсии и очень приятно, что люди, проникаясь нашим изучением истории народной культуры, передают нам раритетные вещи. Такой подарок мы получили в октябре из Ростова Великого. В свою очередь я побывала 30 ноября в Ростове с ответным визитом, провела в школе для православных детей мастер — классы по игрушке.

— Какие события за прошедший год были знаменательные, интересные?

— В марте я была в Сергиевом Посаде на презентации книги Галины Дайн «Детский народный календарь». Галина Львовна — кандидат искусствоведения, автор ряда книг и более 250 публикаций о русской игрушке. У нас с ней добрые отношения, мы консультируемся по различным вопросам. Г. Л. Дайн включила информацию о работе Семейного центра по возрождению русских ремесел в свою книгу «Лоскутные мячики из Хотькова». В июне, в Москве, мои куклы принимали участие в проекте Саратовского музея краеведения и я была удостоена специальной награды Интермузея «За бережное сохранение русского костюма». В этом же месяце в Кирове на четвертом Всероссийском фестивале современной игрушки моя композиция «Куклы для игры в куклы» получила Диплом II степени в номинации «Традиционная тряпичная кукла», а композиция Е. Дьяковой, мастера нашего Центра, «Дед Мазай и зайцы» удостоена специальным Дипломом за создание композиции.

В сентябре у нас состоялся совместный проект с Народным мастером России М. А. Сысоевой из города Череповец. Под её руководством мастерами Центра были прошиты этнографические образцы игрушек из экспедиционных материалов Вологодской области. Работы были представлены на выставке «Тряпичная кукла. Традиция и современность» в УРАО «Художественно-педагогический музей игрушки» г. Сергиев Посад. Выставка работала два месяца. 29 ноября я побывала в музее игрушки на научно-практической конференции, где на «круглом столе» рассказала о работе Семейного центра, методике обучения и перспективах развития. В свою очередь мне передали Благодарственные письма нашим мастерам за участие в выставке. Это особо ценно для нас, так как Сергиев Посад — исторический центр игрушки России, где собрались ведущие специалисты из России и стран СНГ.

— Почему Вологодские, а не Волгоградские куклы были на выставке в музее?

— Во-первых, в совместном проекте с М. А. Сысоевой наши мастера учились работать с экспедиционным материалом и как этот материал добывать — это нужная школа для нас. Во-вторых, мы занимаемся исследовательской работой и на выставке были представлены три экземпляра игрушки из нашей местности. Я говорю «из», а не «нашей» местности, потому что, изучая историю заселения нашего края, можно сказать, что наша земля была окраиной государства и служила пристанищем и убежищем для многих людей, а также были присланы люди на освоение этих земель. Коренного населения не было, а значит и о местном промысле игрушки и говорить нечего. Да, в семьях игрушка естественно была, вот её — то мы и «копаем» и есть кое-какие находки, которые мы будем выставлять в нашем музее.


— Замечательно, что вы даете возможность камышанам погружаться в мир истории наших предков.

— Все это происходит благодаря старшему священнику Никольского кафедрального собора иерею Алексию Кузнецову, который был инициатором создания центра. Большое спасибо за поддержку нашего центра депутату городской Думы Николаю Малыгину, финансовому директору «ФК «Glass» Олегу Жерносеку и почетному гражданину Камышина Анатолию Хоботову! Всем им - низкий поклон!

— А могут ли к вам прийти желающие обучиться мастерству игрушки и художественному ремеслу?

— Набор в группы мы обычно делаем летом, с 1 сентября начинаются занятия, которые проходят по вторникам и четвергам с 9:00 до 12:00, где все желающие получают исторический, теоретический и практический материал.

Семейный центр мастерства и ремесел — уникальный проект, который доказал свою жизнеспособность и социальную значимость. Для многих мастериц общение в Центре становится средством психологической и социальной реабилитации, возможностью реализовать себя в творчестве. Для кого-то полученные навыки стали средством заработка, кто-то нашел постоянную работу при храме. Встречи в Центре с их доброжелательной атмосферой становятся для многих первым шагом на пути к вере.