О том, чтобы Камышин стал городом, который массово посещают туристы, мечтают практически все местные жители. Во-первых, это принесет деньги частникам (например, гостиницам и кафе) и городской казне. В мире существует множество примеров того, как небольшие города неплохо зарабатывают деньги на туристическом бизнесе.

Такие примеры, к слову, есть и в России. Наиболее яркий из них — город Углич, в котором проживает 34 505 человек. В Угличе количество туристов выросло за пять лет на 47% и насчитывает сейчас около 280 тысяч человек в год. Основные туристы — немцы, французы, американцы и англичане, которых осматривают 167 памятников истории и архитектуры и 15 музеев.

Во-вторых, туризм — это развитие. Посещение города гостями это неизменные рассказы о нем в интернете, публикация фотографий, а значит — реклама. Реклама рождает спрос, а далее все движется по известному пути капиталистического развития, когда кошелек наполняется деньгами. В-третьих, видеть туристов на улицах города просто приятно! Но еще более приятно читать их отзывы о том, что камышане живут, в принципе, в раю, особенно летом.

О развитии туризма в Волгоградской области ныне говорят со всех трибун. На эту тему высказывался и экс-губернатор Бровко, и новый губернатор Боженов. А на деле всё зачастую заканчивается банальным участием в конкурсе «Чудо России» Мамаева кургана, камышинского музея и еще нескольких достопримечательностей региона, где неизменно выигрывает главная высота России. Волгоградская область, как грустно констатируют специалисты, остается на обочине туристического потока. Загруженность гостиниц в Волгограде за прошлый год составила всего 55% от номерного фонда, а бюджетных массовых гостиниц и того меньше — всего 30%.

Прощай, теплоход...

Бренд «туристический Камышин» вообще, похоже, приказал долго жить. В навигацию 2012 года в Камышин планирует зайти 2 сентября лишь один теплоход «Илья Муромец», который проследует по маршруту «Москва-Волгоград-Москва». Плюс на арбузный фестиваль традиционно прибудет «Александр Невский». Владельцем «Невского» является волгоградская фирма, поэтому его заход в соседний город, это, по сути, рядовое явление. Руководство «Невского» давно и всецело поддерживает развитие туризма в регионе — более того, не раз шло навстречу руководству области в организации турпоездок журналистов, чиновников и представителей туриндустрии.

Почему же Камышин на Волге впал в такую немилость? Ведь еще год назад в акваторию речки Камышинки планировали «заглянуть» 19 круизных теплоходов. Более того, высказавших желание попробовать насчитывалось в разы больше!

Всё объясняется просто — в Камышине есть официальный причал местного порта, готовый принять теплоходы, и причал-дебаркадер предпринимателя Ярмоловича, из-за которого идут судебные разбирательства. К дебаркадеру Ярмоловича причаливал теплоход, но после этого, по сведения infokam.su, поднялся, образно говоря, такой шум, что прозвучала фраза: «Вы в Камышине разберитесь между собой, а только потом теплоходы будут заходить в вашу бухту!»

Горько и грустно. Мне, как камышанину, в принципе, «глубоко фиолетово», куда будут причаливать круизные лайнеры, я просто хочу видеть их, как видел в 1980-е годы своего детства.

Заключительный этап согласования графиков движения пассажирских судов на навигацию 2012 года прошел в Мышкине. Этот город встречал гостей с широким размахом, что далеко не случайно: благодаря теплоходам скромное поселение (6 тысяч жителей) выросло в крупный туристический центр, мимо которого не проходит ни одно круизное судно. Глава Мышкинского муниципального района Курицын принимал гостей сам и подробно рассказал представителям судоходных и туристических компаний о потенциале города. Более того, он даже исполнил частушки.

Разные фирмы представляли свои планы. На согласовании выступали представители ООО «ВодоходЪ», ЗАО «Русская пароходная компания», ООО «Речная судоходная компания «Альба», ООО «СК «Инфофлот» (теплоходы «Юрий Никулин» и «Башкортостан» этой фирмы заходили в Камышин) и ООО «Содби». Камышин, как сказано выше, в расписании появился лишь один раз с теплоходом «Илья Муромец».

Что не радует речных туристов?

Я всегда ратовал за развитие туризма в Камышине, поэтому, когда тропы журналисткой судьбы вели меня на причал, чтобы сделать репортаж о прибытии теплохода, я всегда откликался с радостью. За последние лет пять-шесть я посетил немало таких встреч и пообщался с большим количеством туристов.

Конечно, все они выражают радость встречи с Камышином. Для них небольшой город на Волге — это открытие. Дело в том, что речные круизы — это стиль отдыха, то есть люди плавают по Волге не раз, и не два. Многие являются жителями разных городов, но объединены в группы, которые иногда, обмениваясь информацией, собираются на борту по маршруту следования теплохода. Например, один сел в Москве, второй присоединился в Нижнем Новгороде... И так далее. Саратовом и Волгоградом они, как правило, уже пресыщены. Многие (это можно прочесть и в отзывах на сайтах судоходных компаний) даже пишут, что посещение Волгограда и Мамаева Кургана в режиме 3 часа плюс 3 часа — это перебор, хватило бы 2+2. А Камышин для них — это, своего рода, открытие.

Однако туристов сразу же, мягко скажем, «пугает» причал Камышинского порта с пейзажем из высоченной кучи металлолома. Людям не понятно, куда они попали. Я беседовал с семьей, которая, сойдя на причал, стала выглядывать из-за теплохода и расспрашивать меня: «Это, что ли, ваша речка Камышинка, по которой Стенька Разин плавал? На борту все уши прожужжали...» Реки, конечно, с этого места при стоящем на швартовке теплоходе практически не видно.

Дальше — больше. Туристов везут какими-то закоулками в автобусах без кондиционеров и громкой связи. «Это нонсенс, — признались в беседе со мной специалисты туркомпании. — В любом даже небольшом городке туристов давно ждут Neoplan и Shenlong». А у нас туристов встречают автобусы автоколонны, седые от пыли городских маршрутов. Более того, в них нет... экскурсоводов! То есть туристы заплатили деньги, в том числе за рассказы о Стеньке Разине, кладах, Камышине и Петре Великом, а едут в тишине при человеке, который носит гордое имя «сопровождающий». Благо, если он знает город и умеет говорить. Но зачастую выходит обратное.

И вот, объехав железнодорожные пути, автобусы подъезжают к театру. При всем моем уважении к Камышинскому драматическому театру и его руководителю Валерию Геворгяну театр не является интересным объектом туристического показа. Турист из Самары так и не понял, зачем их сюда привезли. «В Самаре у нас здание театра — это шедевр архитектуры, похожий, кстати, на ваш музей. Но ваш театр — это же просто здание, в котором играют, несомненно, талантливые актеры, но нам это зачем?» — сказал он.

Зачем — выясняется позже. Оказывается, В. К. Геворгян неким образом заменяет экскурсоводов. Туристы находятся в городе 4 часа, и их надо чем-то удивлять, заговорить, поразить... Валерий Геворгян удивляет, заговаривает, поражает. Далее идет поездка по достопримечательностям, куда входят галерея, иногда сувенирный магазин, а до гор Ушей туристы не добрались, потому что всегда мешала погода и расстояние. Наконец, их привозят туда, где они отдыхают душой. Этот объект всегда оставляет хорошее впечатление у гостей города, — это наш музей. И архитектура, и экспонаты, и экскурсоводы. Это действительно бренд Камышина.

В качестве постскриптума еще раз хочу подчеркнуть: я не ратую за причаливание к дебаркадеру предпринимателя Ярмоловича. Пока идут суды и его безопасность не подтверждена, этого делать нельзя. Но я не вижу работы по привлечению туристов со стороны администрации города. Наоборот, зачастую делается все, чтобы туристы забыли сюда дорогу. Речную в 2012 году они уже точно забыли... Из-за чего становится страшно за то, как бы бренд «туристический Камышин» не умер, едва родившись.