Журналистов издания «Адвокатская газета» заинтересовал итог заседания Верховного Суда РФ по камышинскому делу: сохранению объекта культурного наследия — дома Шнайдера, расположенного на углу улиц Октябрьской и Пролетарской. Это здание, 1902 года постройки, является украшением исторического центра города, чем привлекает немало туристов, служит визуальной основой для изучения истории края, проведения экскурсий и фотосессий. За последние годы оно стало даже конкурентом музею (Земскому дому), поскольку хранит немало интересных фактов из прошлого.
В настоящее время Верховный Суд опубликовал Определение по делу № 16-КГ24-21-К4, в котором разъяснил особенности установления обязанности провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Для начала небольшой экскурс в историю судебных дел по дому Шнайдера... Приказом комитета охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 6 ноября 2020 года «Дом Якова Шнайдера» в городе Камышине был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Одновременно данное здание является элементом объекта культурного наследия регионального значения «Исторический центр города Камышина». В здании расположены четыре нежилых помещения, три из которых находятся в собственности РФ: одно из них передано в оперативное управление УИИ УФСИН России по Волгоградской области, а одно находится в собственности городского округа — город Камышин и передано в оперативное управление его администрации.
В ходе проведенной прокуратурой проверки здания были установлены множественные частичные разрушения кирпичной кладки на фасаде и во внутреннем дворе. Декоративная решетка, ведущая во двор объекта, погнута и деформирована, а плиты основания балконов частично разрушены. При этом также было установлено, что предусмотренное ст. 47 Закона об объектах культурного наследия охранное обязательство в отношении ОКН «Дом Якова Шнайдера» отсутствует.
Впоследствии Камышинский городской прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил в соответствии с Законом об объектах культурного наследия возложить на территориальное управление Росимущества в Волгоградской области и администрацию г.о. Камышин осуществить разработку научно-проектной документации по сохранению дома, объекта культурного наследия регионального значения, согласовать ее с областным комитетом государственной охраны объектов культурного наследия и на ее основании произвести работы по сохранению ОКН.
Решением Камышинского городского суда от 27 апреля 2023 г. иск прокурора был удовлетворен. Суд установил, что собственники помещений, расположенных в здании, мер к сохранению ОКН не принимают, а имеющиеся разрушения фасадной части здания в отсутствие со стороны собственников мер по их предотвращению ведут к разрушению и уничтожению объекта. Такие выводы поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций.
Не согласившись с принятым решением, администрация г.о. Камышин подала кассационную жалобу в Верховный Суд. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС отметила, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение ОКН, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием ОКН в соответствии с данным законом.
Суд подчеркнул, что в силу ст. 33 Закона об объектах культурного наследия ОКН, включенные в соответствующий реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае если интерьер ОКН относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
Учитывая установленные Законом об объектах культурного наследия особенности регулирования отношений, связанных с охраной таких объектов, обязанность по осуществлению которой возложена законом на лиц, имеющих предусмотренные п. 11 ст. 47.6 закона права на их владение и использование, суд при удовлетворении иска по настоящему делу должен был проверить наличие оснований для возложения соответствующих обязанностей на ответчиков. Суд должен был предварительно установить, являются ли ответчики лицами, имеющими вещные или обязательственные права на указанный объект и с которыми закон связывает определение обязанного лица по сохранению ОКН. При этом наделение этими правами в соответствии с ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ осуществляется собственником объекта, уточнено в определении.
ВС отметил, что для правильного разрешения настоящего спора суду надлежало установить, кто является собственником ОКН, по поводу которого возник спор, и имеются ли иные лица, владеющие данным имуществом. Как указал ВС, судом при рассмотрении дела установлено наличие четырех помещений в здании ОКН и их собственников, однако собственник или собственники данного здания судом определены не были, вывод о том, что здание в целом принадлежит собственникам помещений, в решении ссылками на доказательства, отвечающие требованиям ст. 60 ГПК, не мотивирован.
Судебная коллегия разъяснила: по настоящему делу охраняемым объектом культурного наследия является дом, в отношении которого как единого объекта в соответствии с законом должно быть выдано охранное обязательство — документ, в котором указаны требования по сохранению, содержанию и использованию ОКН, включенного в единый государственный реестр ОКН, в том числе требования по обеспечению доступа для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Как заметил ВС, суд не привел в решении нормы закона, которые позволяют возложить на собственника обособленного помещения в объекте культурного наследия, которое само по себе таким объектом не является, солидарную с другими собственниками таких же помещений обязанность по сохранению ОКН. Образуют ли помещения, которые, как установлено, принадлежат ответчикам, единую вещь, находящуюся в гражданском обороте и которая признана ОКН, является ли в этой связи объект культурного наследия многоквартирным домом, в отношении охраны которого ст. 56.1 Закона об объектах культурного наследия установлены особенности, суд не определял и не проверял, хотя данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
В определении обращается внимание на то, что судом также не дана оценка установленному им обстоятельству, что охранное обязательство, которое должно содержать предписания о необходимых мерах по сохранению ОКН, в отношении объекта культурного наследия «Дом Якова Шнайдера» отсутствует. Подчеркивается, что суд должен был установить, какие обязанности возникают у собственника и других лиц, владеющих имуществом, являющимся ОКН, без охранного обязательства. По мнению ВС, без установления вышеприведенных обстоятельств невозможно постановление законного и обоснованного решения, однако суд от их установления уклонился.
Он заметил: удовлетворяя иск, суд не учел, что заявленные прокурором требования к собственникам и другим лицам, владеющим имуществом, являющимся ОКН, без охранного обязательства, в данной норме закона не указаны. При этом первая инстанция пришла к выводу, что обязанность по содержанию и использованию ОКН, включенного в реестр в целях содержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния или изменения предмета охраны данного объекта, несут лица, указанные в п. 11 ст. 46.6 Закона об объектах культурного наследия, к которым отнесены собственники и лица, в оперативном управлении которых указанное имущество находится.
Суд первой инстанции исходил из того, что охранное обязательство в отношении спорного ОКН отсутствует, ввиду чего оснований для возложения на ФКУ УИИ УФСИН России по Волгоградской области как на лицо, в чьем оперативном управлении находится одно из помещений, обязанности выполнять условия охранного обязательства (при его фактическом отсутствии) не имеется, равно как и не имеется оснований для освобождения ТУ Росимущества в Волгоградской области от обязанности по надлежащему содержанию ОКН. Между тем, как подчеркнул ВС, суд возложил такую обязанность на администрацию г.о. Камышин, в оперативном управлении которой находится нежилое помещение, собственником которого является этот городской округ, т.е. судебное решение содержит противоречивые выводы о возможности возложения обязанности не только на собственника, но и на организацию, в оперативном управлении которой находится нежилое помещение.
В определении отмечено, что требование о соблюдении законодательства не может быть способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций РФ. В данном деле суду надлежало дать оценку правильности избранному прокурором способу защиты нарушенного права на предмет соответствия ст. 12 ГК и способности привести к восстановлению нарушенного права.
Судебная коллегия также напомнила, что в силу п. 6 ст. 45 Закона о культурном наследии к проведению работ по сохранению ОКН, включенного в реестр, или выявленного ОКН допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению таких объектов в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
«Возлагая на администрацию городского округа обязанность разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, суд первой инстанции не учел, что ответчик не имеет лицензии на разработку научно-проектной документации, в связи с чем решение суда является неисполнимым», — уточнил ВС.
Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что в настоящем случае судом первой инстанции при постановлении решения не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, а потому допущенные нарушения, не исправленные судами апелляционной и кассационной инстанций, являются существенными и непреодолимыми. Он отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.
ВС отметил, что владение помещениями в здании, являющемся объектом культурного наследия, не означает владение самим зданием.
Кто понесёт ответственность за дальнейшее разрушение здания ОКН. Это что ж это за решение? И что дальше?
Слишком много юридической казуистики. Хотелось бы уяснить информацию простыми словами - что в итоге. А то юристы любят словоблудствовать, чтобы себя обезопасить. А обычный человек остаётся в непонятках.
НУ И А что тут непонятного. Вследствие несовершенства закона об историко-культурном наследии, статуса недвижимости и кучи других актов никто этот дом нее должен восстанавливать. Ни администрация. Она им не владеет, как суд сказал Ни ФСИН у которого часть помещения. Никто. Дело отправлено на новое рассмотрение по всем инстанциям. Тем временем очередная зима. Здание не отаплиается. Еще пару зим и трещины в стенах станут не поддающимися восстановлению. Зданию капут. Судов еще года на 2-3.
Забавная фраза
Возлагая на администрацию городского округа обязанность разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, суд первой инстанции не учел, что ответчик не имеет лицензии на разработку научно-проектной документации, в связи с чем решение суда является неисполнимым
Так ни у одной организации в Камышине нет такой лицензии. Экспертизу заказывают в Астрахани или Казани. Так что же теперь все старые дома никто не обязан содержать. Очень странное решение ВС.
Наркология которая в старой школе у Кирпичного оврага заказывала госэкспертизу, чтоб реконструкцию крыши и стен сделать. А теперь то же могут отмазаться, у нас нет лицензии.
Одним словом, ничего не поменялось и лицо нашей набережной так и останется с бельмом на глазу. Какая у нас слепая администрация!!! Неужели не в её силах защитить свою честь и обязать кого надо провести надлежащий ремонт! Грош цена такой администрации.
короче говоря земля под зданием в федеральный собственности. здание - объект культурного наследия. по 73-фз отвечает собственник здания или земельного участка. а значит надлежащим ответчиком является ТУ Росимущества
по факту типа чтоб дальше не разрушалось Администрацию пытаются обязать разработать документацию на реконструкцию, а А дм-я типа " нет у нас лицензии на такой вид деятельности"
Смешно. Она и не должна быть. Администрация заключает контракт с проектным институтом
Нет порядка в родном Отечестве и Сталин уже не тот (Германию перегнали, Япония - ноздря в ноздрю!)))))
Нужно горожанам всех выгнать оттуда и самим начинать сбор средств. Делать больше ничего не остаётся. Если эти конторы сидящие там полностью инертны к суку на котором сидят. Что остаётся ж делать. УФСИН бы мог на себя хоть какую нибудь полезную функцию возложить, а не стоять в сторонке.
Кто и когда у нас наведёт порядок?
1.Во избежание полного разрушения здания и ускорения процесса реставрации в наше непростое время можно продать его за 1 рубль 20 копеек при возложении на нового владельца всех мытарств с обязательством с его стороны в течение 160 лет в воскресные дни проводить экскурсии для туристов.
2. В Гейропе такой опыт давно и успешно применяется, например, при продаже разрушающихся замков и памятных особняков.
3. Почему именно 1,2 рубля и 160 лет всегда можно поторговаться и заключить мировую.
и власть умыла руки...