Муниципальная газета «Диалог» от 12 февраля текущего года вновь преподнесла своими читателям сногсшибательный сюрприз: оказывается, в увеличивающихся расчетах платы за расход воды, электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) виноваты мы, собственники жилья. По логике автора публикации «ОДН на воду: вопросы и ответы» Геннадия Клёнова, это в наших квартирах денно и нощно журчит вода в унитазах, неисправны сантехнические приборы, к общему трубопроводу то и дело подключаются несанкционированные потребители. Вывод газеты весьма прост: надо-де в очередной раз подтягивать собственные ремешки на своей талии.

С одной стороны, мой коллега по перу прав: нерадивых собственников и нанимателей квартир у нас ещё хватает. Однако проблема куда более глубже, чем её представляет Г.Клёнов.

Как известно, Федеральный закон РФ № 261, именуемый в народе «энергосберегающим», появился на свет в ноябре 2009г. И именно в нем весьма конкретно и недвусмысленно сказано: требования установки приборов учета энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013г. (п.1 ст.13).

Согласно информации, полученной нами из комитета ЖКХ и КС администрации городского округа-город Камышин, дом № 16 по ул.Кирова в течение нескольких лет считается аварийным и подлежит расселению до 2016 года. А что делает местный «Водоканал»? Невзирая на техническое состояние МКД, он устанавливает здесь общий счетчик воды и взимает плату с каждой квартиры от 500 до 1500 рублей ежемесячно.

Не менее в худшей ситуации оказались жильцы дома № 4а по переулку Московскому. Судя по письмам в прокуратуру г.Камышина, редакцию нашей газеты, собственники указанного МКД вынуждены оплачивать и водоотведение на общедомовые нужды. А вот это уже абсолютное беззаконие! По информации областной прокураторы, никакие федеральные и местные стандарты оплаты коммунальных услуг не предусматривают норматив под названием «общедомовое водоотведение»; оплата отведения сточных вод осуществляется поквартирно (по показаниями индивидуального прибора учета либо по нормативу там, где такие приборы отсутствуют). Когда управляющая организация ООО «УК «Жилищное хозяйство» г.Михайловки начисляла плату именно за такое несуществующее «общедомовое водоотведение» двум домам по улице Республиканской, в дело вмешалась прокуратура и потребовала от УК произвести перерасчёт оплаты.

К чему мы привели оба примера? Да к тому, что ужас нашего положения заключается в том, что многие коммунальщики, так называемые ресурсоснабжающие организации вешают на плечи собственников жилья свою собственную расхлябанность, нежелание приводить коллективные энергосети в надлежащее состояние и в то же время испытывают нужду получать незаработанные деньги.

Их примеру активно следуют и нанятые нами же управляющие компании. Именуемые РЭПами, они давно утратили всякий интерес ко второй своей главной функциональной обязанности: ходить по домам и определять техническое состояние зданий и находящихся в них инженерных коммуникаций. Сегодня они действуют по своим «правилам»: подайте заявку — мы отремонтируем. А лучше вообще не подавайте. Или: ничего не трогайте, а то сломаете!

И ведь ломается! К сожалению, ничего вечного в этом мире не бывает. Так, срок эксплуатации водоразборных кранов ограничен 10 годами, приборов отопления — 15-ю, вентилей латунных — 20-ю. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с ведомственными строительными нормами (ВСН58-88 р), которые действуют с 1989 года.

Еще пущей строгостью наполнено содержание Правил и норм технической эксплуатации жилых зданий, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 года. Но соблюдают ли их наши доблестные РЭПы? Отнюдь. Прокладываемые по стенам и потолочным перекрытиями общедомовые коммуникации не закрепляются, трубы с теплоносителями и горячей водой не изолированы. На лестничных площадках окна не имеют должного остекления, входные двери в подъезд зачастую сломаны и не закрываются даже в лютый мороз. Спрашивается, какой должна быть плата за коммунальные услуги при наличии такого бардака?

В апреле 2011 года жители района, включая Камышин, с горечью узнали: государственный Фонд содействия реформированию ЖКХ прекратил выделение денег 17 субъектам Российской Федерации. Таким субъектом стала и Волгоградская область. И причина здесь единственная: органы местного самоуправления нарушили условия финансирования, поскольку не обеспечили должное число частных бизнес-компаний, занимающихся коммунальным хозяйством. Иными словами, в каждом городе, муниципальном образовании должен быть создан рынок коммунальных услуг. Тот рынок, который обеспечивает здоровую конкуренцию между продавцами, исключает хитроумную сеть коррупционных сделок, резко снижает количество чиновников от коммуналки и работает не по понятиям, а по законам. У нас же, в Камышине, вместо рынка коммунальных услуг, по-прежнему ставка делается на муниципальные организации. Например, учредителями всех четырех управляющих компаний стали...кто, вы думаете? Депутаты Камышинской городской думы! Простите, но понимает ли что-нибудь в коммунальных энергосетях депутат Светлана Шелепова, работающая главным врачом станции «Скорая помощь»?.. Какую выгоду имеет от этого медицинский работник со своим уставным капиталом в 4 тысячи рублей, войдя в учредители ООО «РЭП № 3»?.. Думается, на этот вопрос кому-то предстоит ответить.

А вот новость, прозвучавшая недавно из уст самого камышинского градоначальника А.Чунакова. В формате последней встречи с представителями всех СМИ города Александр Иванович заявил: «Все коммунальные сети города находятся в благополучном, рабочем состоянии». Иного мнения директор «Водоканала» Олег Невежин: «Сети изношены в среднем на 75% и требует скорейшего ремонта». Впрочем, это получило наглядное подтверждение на территории 6-го микрорайона в январе нынешнего года, когда порвался канализационный коллектор диаметром в 700 мм и хлынувшие на поверхность фекалии наделали много бед.

Вернемся, однако, к началу нашего сегодняшнего разговора. Совершенно очевидно, что, запустив общедомовые приборы учета коммунальных услуг, многие из нас могут получить еще большие суммы в своих платежках. Почему? Да потому что монопольный принцип хозяйствования иного не предусматривает. Это первое. Второе. Почему-то наши императивные коммунальщики уже сейчас не хотят принимать во внимание, что уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования с применением воды уже давно входит в плату за содержание и ремонт таких помещений. Равно как за содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства придомовой территории. Но счетчики «рассудят» по-своему. В том числе и за эксплуатацию лифтов (там где они есть), за что мы, собственники жилья, опять-таки платим своим кровные. Третье. На кого «повесят» коммунальщики расход воды при проведении «плановой» замены труб, когда эта вода стекает из них десятками кубометров? Четвертое. Как поведет себя наш «жилкоммунхоз» при подготовке систем отопления к осенне-зимнему сезону — ведь дополнительные кубометры воды и тут сливаются в канализацию?

Казалось бы, какая «мелочь» — вывоз твердых бытовых отходов. Во всех городах России есть норма удаления мусора. И эта норма установлена ГОСТом 51617-2000: не более 1-го кубометра в год с человека. И никакими распоряжениями ни краев, ни областей, ни муниципалитетов эту норму изменить нельзя. Но в Камышине, оказывается, можно, о чем свидетельствует моя платежка за 2012 год.

Можно ли победить подобное зло? Не только можно, но и нужно. Для этого необходимо начать с себя, со своего подъезда, с каждого дома. Понимаю: знанием законов, наличием свободного времени располагает далеко не каждый собственник жилья. По признанию независимых специалистов в области ЖКХ, даже в судах и прокуратурах они нередко сталкиваются с неграмотностью правоохранителей в теме жилищно-коммунального хозяйства и откровенным нежеланием влезать в эту запутанную сферу. А раз так, то этим как раз и пользуются коррупционеры - коммунальщики.

Чтобы коммунальный ком не нарастал, мы советуем вам создать при каждом МКД совет многоквартирного дома. Такие советы в нашем городе уже пробивают себе дорогу. Как мы сообщали, с доброй инициативой по созданию комитета общественного контроля за деятельностью коммунальщиков выступил депутат Камышинской городской думы Николай Малыгин. И такой комитет уже действует!

Так что пишите нам по адресу: 403893, г.Камышин, 7 мкр., д.25, Деловой центр ФК «ГЛАСС» (с пометкой «ЖКХ»). Будем бороться вместе!