Пожалуй, всякий россиянин без труда вспомнит строки народной песни «И за борт её бросает в набежавшую волну...». Далеко уже не «всякий», но многие также смогут рассказать, что речь в песне идет о «криминальном злодеянии» атамана волжской вольницы Степана Разина: как бросил хмельной гуляка-атаман пленницу-княжну в Волгу. И княжна камнем пошла ко дну, потому что, как уточняют историки, была разодета в меха и шубы, которые, намокнув, стали для нее хуже оков. В общем, что русскому — «поступок для песни», то европейцу — статья уголовного права.

В Камышине легенды о Разине во все времена были одними из самых любимых. Много говорили о кладах, много их искали... Едва прижмет государство народец, тут же вспоминали об атамане с присказкой, что историю надо помнить. А некоторые еще и якобы повторяли злодеяние Разина.

В Камышине, например, любили рассказывать, как на пристани, в типичном трактирчике у воды, который был практически в каждом приволжском городе, купчина выкинул девицу прямо в Волгу. Ну, видимо, не пришлась пьяному мужику по сердцу деваха! И кинул со второго этажа...

Поверить в эту историю было достаточно трудно. Был ли такой трактир в Камышине, не был ли... Пока не обнаружились старинные фотографии. И они-то точно подтвердили — был! Да еще какой красивый. Возможно, и в два этажа. Но уж точно — довольно большое здание (см. фото).

Камышин на старинной фотографии
Камышин на старинной фотографии

На фото его называют «Клуб», что ничуть не отрицает наличие питейного заведения. Такие здания у пристани называли еще «вокзалами»: там можно было выпить и закусить, и даже снять номер, если предстояло переночевать. «Вокзалом» назвал этот дом и писатель Евгений Марков, который в 1901 году совершил путешествие по Волге и вместе с женой вышел прогуляться по Камышину.

«Вот мы наконец у Камышина. Тут маленькая Швейцария своего рода. Берег очень высокий, по обрывам его вьются тропинки, как в настоящих горах. Мы с женою пошли прогуляться и по ней, и по городу. Набережная волжских городков — все одного типа. Непременно чахлый бульвар с зелеными скамеечками и непременно так называемый «вокзал», — скромный трактирчик с балконами на Волгу, с залою для танцев, с арфисткой и музыкой», — пишет Марков.

Значит, на «вокзале» еще и выступала арфистка, а также был открыт зал для танцев... Так есть ли историческая основа у камышинской легенды? Вероятно, есть. На фотографии видно, что до береговой линии довольно далеко. Но не стоит забывать, что Волга в начале XX века весной разливалась, и вода доходила практически до обрывистого берега, а стало быть, могла достичь и стены клуба. Ну а уж какие поступки творят камышане, пребывая под властью зеленого змия, это мы и в наши времена прекрасно знаем...