Эскиз спектакля «Земля Эльзы»В Камышинском драматическом театре состоялась творческая лаборатория по современной драматургии.

Это уникальное и выдающиеся мероприятие является предтечей Фестиваля малых городов России и ориентировано на эксперимент, новацию, поиск… Одно из мнений, посвященных эскизу спектакля по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» мы опубликовали ранее в материале «Скороспело, но здорово!» (автор Валентина Золотарёва).

Сегодня публикуем мнение ветерана труда Константина Евдокимова…

О спектакле театральной лаборатории «Земля Эльзы»

Спектакль в исполнении актеров Камышинского драмтеатра прошел  с успехом. Это было видно по реакции зала. Одна молодая зрительница даже сказала,  что она походу спектакля несколько раз плакала.

И это объяснимо, ведь в спектакле затронуты вечные темы: любовь и корысть, отношение детей к родителям, чистота чувств и обывательские сплетни, романтика души и «свинцовые мерзости жизни» (М.Горький). Есть даже экскурсы в историю нашей страны — правда, выдержанные в духе либералов, рассуждающих о массовой депортации немцев Поволжья в годы великой Отечественной войны.

Автор пьесы Ярослава Пулинович ругнула и современную Украину. Много всего набросками и крупными мазками показано в пьесе.

Но актеры играли свои роли вполне душевно, с полной отдачей сил. И зал это чувствовал и отвечал взаимностью. Удачными, на мой непрофессиональный взгляд, были первые сцены похорон и поминок, сопровождаемые мелодией — траурной, но в то же время несущей звуки продолжающейся жизни (звукорежиссер Лев Баженов).

Прием режиссера из Москвы Андрея Цисарука не уводить актеров со сцены, а просто повернуть из спиной к происходящему на сцене, мне показался интересным. Получилось, что их хоть и нет, но всё и про всех они знают. Это как неусыпное око общественного мнения. Есть даже один момент, когда они, сидящие спиной к происходящему вдруг все разом: «Ах!», — на едином выдохе…

В игре актеров мне особенно запомнились два момента. Первый, это когда Эльза (заслуженная артистка РФ Татьяна Торощина) отчаянно и по-настоящему поцеловала Василия (Юрий Щербинин). А второй, когда Ольга(Светлана Юдина) вцепилась а волосы Изабелле (Анна Ломако). Вот уж вцепилась — так вцепилась, как пантера бросилась на свою жертву.

Выходя из зала и находясь под впечатлением спектакля, я, как и большинство,   проголосовал, «за доработку спектакля и введение его в репертуар театра». Незначительные режиссерские шероховатости могут быть легко устранены. К таким людей возраста, близкого к преклонному, отнесут и стародавнюю авоську, и скатерть на траве вместо обычного для этого случая стола, и многое другое…

На следующий день

На следующий день, как говорится, «на холодную голову» и после повторного прочтения фабулы спектакля, у меня стали появляться сомнения в правильности своего голосования. Расскажу  о них…

Первое: это финальная сцена спектакля. Когда я вышел в фойе после окончания  пьесы, вдруг выяснилось: нет единого мнения, чем же спектакль закончился? Жив ли остался Василий или всё-таки умер?

Если жив, значит его сын Виктор — гнусный подлец и подонок, способный объявить умершим своего живого отца. Про таких говорят, что для него нет ничего святого. Всё так, но все же у меня такое в голове не укладывается. И факт этого подлого обмана остается ненаказанным, с ним  зритель уходит в свою жизнь. А если Василий умер, то его смерть лежит полностью на совести Ольги, Изабеллы и сына Виктора. И тоже остается безнаказанной! И тогда драма становится глубокой трагедией.  Здесь, на мой взгляд,  не всё продумано, а также совершенно не  ясно, что же хотел сказать автор  пьесы.  Получается, что зритель брошен на произвол своих догадок — как хотите, так и думайте.

Второе: это о названии пьесы. Название возвышенное, величественное.

Его замысел изложен в письме-монологе Эльзы. Эльза - а это надо понимать, сама Ярослава Пулинович, — очень невразумительно пытается объяснить Василию, что стало с ней, когда она его полюбила. Зачем-то всплыли вопросы национальности, географии… И совсем непонятно, что за Землю имеет теперь Ольга, хотя бы и лишь в душе. Попытка объяснить читателю смысл названия есть, а самого разъяснения не получилось.

Третье: о личности главной героини, Эльзы. Из содержания пьесы мы узнаём, что она была изнасилована шофером.

«Я  кричала, отбивалась, но он был выпивши».

И, тем не менее, она согласилась выйти за насильника замуж. И, что поразительнее всего, не она его стала винить в том, что он поломал ей жизнь, а сама стала считать, что поломала жизнь мужу. А может, и не было насилия?

Эльза говорит Василию: «Вообще-то он добрый, он очень любил дочь свою, Ольгу. Но, правда, бил меня и постоянно обзывал фашисткой и матерными словами по-всякому».

А в другом разговоре она же говорит: «Я рада той жизни, которую прожила?!».

В одном месте она гордится тем,  что у неё есть дом, дочь, внучка и правнучка, а в другом заявляет, что это «не дом, а гроб, который погубил и здоровье, и красоту её». Эти  нестыковки и противоречия образа главной героини вяжут по рукам и ногам вдумчивых  талантливых актеров.

Когда в первых строчках пьесы говорится, что жизнь не удалась, мы это воспринимаем спокойно, ведь явление это не редкое. Но постепенно вырисовывается, что жизнь её была сплошным, беспросветным горем. Горем забитой и униженной женщины, для которой смерть мужа стала желательным событием. Муж растоптал всё её человеческое достоинство, уничтожил её, как личность. Фактически она была трупом, только живым.

Спрашивается, способен  ли такой человек  на большое чувство, на любовь? Я лично в это не верю.  Николай Алексеевич Некрасов сказал однажды: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть!».

И последнее, о Петре,  покойном муже Эльзы.

Что он был истязателем Эльзы, мы уже видели. Но ведь он был настоящим чудовищем! Он собственноручно ударом кулака в живот беременной женщине, своей жене, специально убивал и убил их второго ребёнка! Как вам это, уважаемый читатель?

Нет!  Пьесу с таким содержанием надо забраковать и забыть, как кошмарный сон. А если добавить, что родные детки главных героев из явно корыстных целей вели себя, как ядовитые пауки в банке, калеча друг друга, а также то, что Ольга убивала на остановке своими словами Василия, зная, что её родная мать любит  его, то вывод этот станет, на мой взгляд, окончательным и бесповоротным.