Благотворительная пиар-акция: в субботних номерах официальный «Диалог», целомудренно стесняясь назвать меня по имени, завел мне в подарок «персональную» рубрику. Там он рассказывает, что я сделала не так, и учит меня журналистике под цветными заголовками с безобразными грамматическими ошибками.
Ну, оценки несчастному «Диалогу» читатели поставят сами. А я все-таки скажу пару слов для этих читателей на полемическую тему, давал ли недавно интервью «Инфокаму» глава города Александр Чунаков.
Дело было так. В ноябре этого года директор нашего информационно-аналитического агентства Татьяна Пузач направила в пресс-службу главы Камышина письмо, преамбула которого выглядела следующим образом.
«Руководителю отдела по связям со СМИ и общественностью администрации городского округа-город Камышин В. В. Воробьевой
Уважаемая Валерия Вячеславовна!
В контексте Федерального закона «О СМИ» и полномочий Вашего отдела информационно-аналитическим агентством «Инфокам» через обозревателя агентства И. С. Маслову 12 ноября 2012 года был сделан информационный запрос об интервью первого руководителя города А. И. Чунакова... Круг тем, интересующих журналистов и читателей наших СМИ, был обозначен как финансовая политика города, текущее исполнение бюджета 2012 года, перспективные инвестиционные проекты, новые источники доходов бюджета, проблемы создания рабочих мест, миграция, демография, уровень комфортности жизни в городе.
К сожалению, в течение недели редакцией не получено конкретного ответа... Надеемся на понимание необходимости сотрудничества...
Вопросы для интервью приводим ниже...
Директор Т. Г. Пузач 16.11.12»
Вослед за напоминанием агентство получило телефонным звонком ответ от руководителя отдела по связям с общественностью и СМИ, что мэр не хочет встречаться с журналистами «Инфокама» лично, но подготовит свои ответы через пресс-службу. Ни о какой иной информации, кроме его интервью, речь изначально не шла. На заочной форме общения мы не «зацикливались», поскольку вот уже где-то два года Александр Чунаков не дает прямых интервью журналистам Камышина.
Во время затянувшегося ожидания заочных ответов мэра на вопросы агентства я как координатор виртуального общения несколько раз связывалась с Валерией Воробьевой по телефону. В. В. Воробьева подтверждала: службы мэрии озадачены и готовят данные. Наконец, 7 декабря электронным письмом руководитель пресс-службы направила ответы, после чего, также электронно, я попробовала обратить ее внимание на некую несуразность справочного стиля для интервью, пусть и заочного.
Фрагменты своих неофициальных писем Валерии Воробьевой приведу дословно.
«Лера, совершенно не поняла, что это? Ты представляешь, если мы опубликуем наши вопросы, а на них вот эти надерганные "зомбо-справки" и скажем, что это ответы Чунакова? Его же "положат" в комментариях издевками!
Прошу тебя, по возможности, придумать ответы "человеческим голосом" на каждый вопрос, который есть в заготовке для интервью. Мэр должен выглядеть если не молодцевато, то хотя бы прилично. В смысле интеллекта. А дело чести пресс-службы — подготовить его интервью максимально содержательным и умным. Я готова помогать. Но для этого мне нужны не ваши, извини, оторванные от Чунакова "сведения", а что-то похожее на мысли реального интервьюируемого. Ты же понимаешь, что такое разговор двух людей? Вот это и есть база интервью. Я спрашиваю, Чунаков отвечает. А справки вы можете предложить "Диалогу", там к этому захватывающему контенту привыкли. Прости, не удержалась!»
«Лера, переписка перепиской, а в понедельник мне надо с интервью А. И. определиться. Напомню: три недели назад, когда я вам предложила вариант интервью, вы (администрация) на него согласились. Форму подготовки интервью вы выбирали сами, вопросы видели изначально, и теперь не очень серьезно предлагать мне "доспросить" Чунакова на пресс-конференции о том, о чем не смогли его спросить вы. Ожидание пресс-конференции, о которой я в первый раз слышу и до которой еще недели две, в планы нашей редакции сейчас не входит. Мы и без того при онлайн-профиле издания потратили баснословное время на получение этих бестолковых справок, которые вы мне переслали без минимальной публицистической обработки.
Полагаю, выход должен быть таким. Я вам ко второй половине дня в понедельник, 10 декабря, присылаю "справочные" ответы Чунакова на мои вопросы (уточню, что никакой информации о деятельности администрации агентство Инфокам у вас не просило, нас изначально интересовало исключительно интервью первого лица администрации, и вы на него согласились). На те вопросы, на которые справок от вас не поступило, он отвечает "Без комментариев". Вы как руководитель пресс-службы заверяете это интервью, корректируете его или отказываетесь заверять. В последнем случае так и считаем: мэр от интервью Инфокаму отказался. Никакой сенсации. Сенсация была бы, если бы согласился.
Для информации: "заочная", "бесконтактная" форма интервью используется в современной практике деловых отношений довольно часто. Но пресс-службы в этом случае работают не так бездарно, как ваша. Думаю, на прямоту обижаться нелепо.
Теперь твои предложения, Лера? Ирина.»
Не получив в результате никакой реакции пресс-службы, кроме письменного требования Валерии Воробьевой ничего не искажать в ответах, мы отправили публикацию в свет, снабдив ее подзаголовком «Заочное интервью главы Камышина Александра Чунакова информационно-аналитическому агентству «Инфокам»». Отзывы посетителей портала выглядели, в основном, именно так, как я предсказывала.
Видимо, осознав просчеты уже после публикации, первое лицо мэрской пресс-службы стало зачем-то объяснять через «Диалог», что Александр Чунаков не встречался с журналистом «Инфокама», а интервью бывают только в процессе личного общения собеседников.
Ну, какие бывают интервью, — Валерия со временем, скорее всего, усвоит. Пока же замечу, что никто в "Инфокаме" не присваивал себе версию бесценного «очного» интервью с Чунаковым. И если что-то в публикации оказалось «уткой» (типа выплаты повышенной зарплаты камышинским бюджетникам), то исключительно по вине тех, кто это «утку» запустил в ответах, И, возможно, еще по вине самого мэра, годами не решающегося на открытый формат общения с газетчиками.
Впрочем, не исключено, до конца года в этом «табу» какие-то изменения все же могут, наконец, произойти. Слабые намеки на вероятность пресс-конференции мэра недавно возникли на местном медиапространстве — пока, правда, не более осязаемые, чем «призраки замка Моррисвиль»...