Этой публикацией интернет-портал infokam.su и редакция газеты «Городские вести» (Волгоград) открывают совместный проект, посвященный мужеству и героизму жителей Волгоградской области, проявленных на пожарах 2—3 сентября. Сколько будет подобных репортажей, мы пока не знаем. Но то, что многие жители показали истинные человеческие качества, — не подлежит сомнению. Предлагаем вниманию первый рассказ.
Тот злосчастный день, 2 сентября, надолго запомнится жителям Волгоградской области. Обычное солнечное утро сменил ураганный ветер, загорелась степь, следом деревни, 120-тысячный Камышин окутался дымом. В разных концах Камышинского района люди боролись с огненной стихией за жизни родных и близких, за свои дома.
К селу Дубовочка огонь подступил около четырех часов дня. «Полыхало так, что жуть брала, — рассказал местный житель Егор Афанасьевич Капустин. — Огонь пришел со степи и вышел на околицу деревни, к дому моего сына. Взрослые бросились тушить, попутно вывозили вещи!»
Егору Афанасьевичу — 80 лет. Крепкий и бодрый, он знает, что такое огонь не понаслышке: до 1968 года работал кузнецом, потом лесником. Опахивали лес и лесополосы. «В 1973 году тоже была засуха, но таких пожаров не было. Потому что не опахивают сейчас, — с грустью признается Капустин. — Но, слава Богу, дом сына цел остался. Люди помогли…»
— Кто именно? — уточнили мы.
— Всем селом тушили. Водой заливали, ветками пламя сбивали. Но больше всего выручил фермер наш — Виталий Кадацкий — приехал на тракторе с плугом и, опахав степь, отсек пожар. В одном месте прямо по огню пахал. Я, было, испугался — трактор все-таки, вдруг солярка где подтекает. Но прорвался. Молодец!
Через несколько минут мы разговаривали с Виталием. Фермерский дом легко узнать в небольшом селе — рядом комбайн, машина, трактор — тот самый, прошедший огонь и воду. К слову, совсем новенький. Кто-нибудь другой, возможно, и пожалел бы технику. Но не Виталий. Его мы и пригласили вспомнить тот страшный день. 40-летний фермер поначалу засмущался — не при парадной одежде (как был с поля), к тому же не привык с корреспондентами беседовать. Но воспоминания отложились, видимо, надолго — рассказать было что.
— Второго сентября был как раз день рождения дочери, — поведал Виталий. — Во второй половине дня поднялся сильный ветер. У турбаз взорвало трансформатор, огонь пошел по степи на дачный поселок, потом на деревню. Сухая трава загоралась, словно порох, и, казалось, что огонь ничто не остановит. Мы пожар издалека увидели. Все местные побежали на окраину. Я завел трактор, навесил плуг и тоже поехал тушить. Отстояли дома.
Кадацкого в Дубовочке знают все. Сын тракториста и доярки, он из тех, кто создал хозяйство своим трудом и потом. Сейчас имеет 105 га — собрал и выкупил за несколько лет земельные паи родных, приплюсовал свои, приобрел технику. Недавно вот купил трактор. Признается, что арбузная бахча дала отменный урожай. Во всех вопросах ему помогает семья. Иначе на деревне не проживешь.
Пока Виталий рассказывал, мы быстро подсчитали, что же сделал фермер. А сколько он сделал, судите сами: за два с лишним часа опахал родную деревню, дачный поселок на другой стороне волжского залива и турбазы у Волги. Не спрашивая ни денег, ни солярки. Сегодня, когда проезжаешь по Дубовочке, повсюду видна работа тракториста. Особенно на страшном разделе — выжженная степь и обычный осенний несгоревший сухостой.
Здесь же, у выжженной земли, стоит дом № 1 семьи Дмитрия Кузнецова. Самого хозяина мы не застали. А вот его дочери — Даша и Катя — рассказали, как шел огонь на дом и как младшую сестру увезли подальше от беды, а старшая в спешке собирала вещи, потому что думала, что в родной дом им уже не придется возвратиться никогда. А теперь вот затеяли ремонт, думают о будущем.
В старинных словарях слово «мир» трактовали как «общину людей». Всем миром строили храмы, всем миром боролись с невзгодами. Так и Дубовочка поднялась на борьбу с огненной стихией. Организовала народ владелица местного магазинчика Екатерина Виданова, а Дмитрий Юдин, Александр Шлапак, Виктор Шарапов и многие другие прибежали на околицу, чтобы оказать посильную помощь. Шарапов, например, тушил так, что галоши сгорели. Чтобы отсечь пожар, Кадацкий гнал трактор прямо по огню. Работники другого фермера, Ивана Фрибуса, пригнали бочку с водой…
И сегодня на околице все так же стоит дом № 1, в котором затеяли ремонт. Но не по случаю пожара, а по случаю веры в лучшую жизнь.