День учителя, который вся страна отметит 5 октября, несомненно, один из самых всенародных праздников. Взрослые когда-то ходили в школу, дети ходят сейчас, поэтому всех нас объединяет одно: мы знаем, что такое школа, мы помним позитивные и негативные моменты, а главное школа — это часть нашей жизни.
В Камышине праздник традиционно встречают в Доме учителя — одной из первых школ нашего провинциального городка, открытой более чем 100 лет назад. Здесь, в этих старинных стенах, витает дух педагогики, и утверждение «Учитель — опора государства и надежда на будущее процветание» обретает великий исторический смысл.
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru решил поинтересоваться у россиян, престижно ли сегодня работать учителем и каким, по их мнению, должен быть идеальный учитель?
Во-первых, выяснилось, что престижной профессию учителя считает 21% россиян. Многие из них полагают, что эта профессия престижна в зарубежных странах, но отнюдь не в России! Большая часть наших соотечественников (64%) профессию учителя престижной, к сожалению, не считает. Два распространенных мнения таковы: «Ни карьеры, ни зарплаты, ни уважения учеников и родителей» и «В России учителем может работать только альтруист, а вы про престиж говорите!». К слову, около половины россиян (51%) уверены, что за последние 10 лет статус учителя в нашей стране понизился.
Каким же должен быть идеальный учитель, чтобы на его уроках было интересно, а его личность вызывала бесспорное уважение как учеников, так и их родителей? По мнению каждого третьего россиянина (33%), в первую очередь учитель должен быть терпеливым. Профессионализм и превосходное знание преподаваемого ученикам предмета главным качеством идеального учителя считают 30% респондентов. По 18% опрошенных назвали такие качества, как любовь к детям и доброта. 11% респондентов упомянули выдержку и стрессоустойчивость, по 9% — объективность и умение донести свой предмет до учеников. По 7% — россиян во главу угла ставят интеллект учителя и его любовь к своей профессии. Ещё 6% наших сограждан назвали порядочность, 5% — внимательность. По мнению 4% опрошенных, идеальный учитель — мудрый, понимающий, грамотный, общительный, ответственный и умеющий заинтересовать свою аудиторию.
Года два назад, будучи штатным корреспондентом газеты «Камертон», я, следуя посылу «Комсомольской правды», написал заметку-опрос на тему: «А вы могли ли бы быть учителем?». В одном из номеров газета «Комсомольская правда» провела опрос читателей, адресовав им «Вопрос дня»: «А вы могли бы быть учителем?»
Александр Друзь, магистр игры «Что? Где? Когда?», Петербург:
— А я и есть учитель! Веду кружок интеллектуальных игр в петербургской физико-математической школе. У меня даже первое профессиональное образование — Индустриально-педагогический техникум.
Сергей Лукьяненко, писатель, Москва:
— Это очень сложная профессия, требует бесконечного терпения, снисходительности и любви к детям. Я не очень терпеливый человек, поэтому, скорее всего, я бы не рискнул быть учителем.
Иван Семенович Сугоняев, директор городской типографии:
— Я педагог по призванию. В семье я воспитываю двоих сыновей, а на работе руковожу коллективом, который также иногда нуждается в проведении воспитательных мероприятий. Кого-то даже приходится переучивать после школы, приближая к реалиям современной жизни. Разве для этого не требуются педагогические навыки? Как родители и как руководители — все мы педагоги.
Сергей Викторович Гребенюк, начальник дополнительного офиса банка «Петрокоммерц» в Камышине:
— Однозначно нет. Я полагаю, у меня просто не хватило бы сил и нервов вести к знаниям современное молодое поколение. Это же просто караул!
Владимир:
— Да я и есть учитель… по образованию. Только пришел я в школу, когда в стране «бушевали» рыночные преобразования. Поэтому ушел в бизнес, ведь надо кормить семью, а школа и достойная зарплата, к сожалению, в нашем государстве понятия несовместимые.