Цены растут на все. Растут постоянно и неудержимо. Зачастую вопреки здравому смыслу. Кто-то причину видит в длинной руке запада. Кто-то ищет корень зла в олигархическом путинском режиме. Мы не будем копать так глубоко, а заглянем на наш центральный рынок и на конкретном примере рассмотрим проблему роста цен.

Подавляющее большинство посетителей рынка после ознакомления с ценой товара округляют глаза и непроизвольно задают вопрос: «А почему так дорого?» Не является исключением и мясной павильон на рынке. Известно, что прежде чем кусок мяса попадет в чью-то кастрюлю, с ним проводится множество манипуляций. Опустим цепочку от рождения бычка до забоя и свежевания. Хотя это наиболее трудоемкая и важная часть. Начнем с въезда мяса на рынок. Тут с распростертыми объятиями вас встречают работники рынка со своими расценками. Рынок — это место, где шкуру с предпринимателей дерут еще более свирепо, чем с бычка. Сначала МУП «обувает» продавцов, затем продавцы отыгрываются на покупателях.

Платить приходится за все. За въезд, за разгрузку, за разруб мяса, за хранение, за весы, за халат, за …. Фантазия руководства МУПом поистине неиссякаема. Ограничимся одним показательным примером — разрубом мяса.

Однажды предприниматели Ш. решили улучшить свое торговое место и повысить качество обслуживания. Казалось бы, здравая мысль. Если бы они знали, как испортит им жизнь их рационализаторское предложение! Предвкушая поддержку своего начинания руководством рынка виду очевидной его пользы для покупателей, Ш. обратился к руководству МУП «Торговый дом» с такими предложениями:

1. Разрешить установку собственной колоды для разруба мяса и самим рубить мясо.

2. Разрешить установить свой холодильник в пустующем подсобном помещении.

3. Разрешить установку охладительной витрины или охладительной поверхности.

Разумеется с гарантией оплаты электроэнергии.

Просьба предпринимателя продиктована: во-первых, стремлением снизить свои платежи, а во-вторых, улучшить качество обслуживания. Ведь понятно, что хранение мясопродуктов в специальной охладительной витрине гораздо гигиеничней, чем на алюминиевом листе, от которого мясо зеленеет. Особенно в жару. Самостоятельный разруб мяса дает возможность уменьшить свои издержки, которые напрямую влияют на цену мяса. Да и мясо можно рубить, когда нужно, а не дожидаться очереди на разруб. Нам покупателям такая инициатива продавца не может не нравиться.

Другого мнения, очевидно, придерживаются руководители рынка и МУПа. Лично у меня создалось впечатление, что в МУПе недолюбливают покупателей и ни во что не ставят торгующий люд. Иначе зачем чиновники в ответ на благие намерения предпринимателей сочинили отписку с бредовыми требованиями на разруб мяса? Вот эти требования, придуманные и. о. гендиректора МУПа Т. Н. Орловой:

«В целях выполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для самостоятельного разруба мяса Вам необходимо предоставить в МУП «Торговый дом» надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

1.      Сертификат на колоду для разруба мяса.

2.      Сертификат на топор для разруба мяса

3.      Документы о прохождении обучения разрубщика мяса по технике безопасности и правилам разруба мяса.

4.      Согласование ТОУ Роспотребнадзора по Волгоградской обл. Вашей деятельности по разрубу мяса».

Любому становится ясно, что этот издевательский ответ призван охладить пыл новаторов и отбить у них охоту улучшать условия своего труда и качество обслуживания населения.

Удивительно, но факт, предприниматель Ш. выполнил практически все из этого перечня! Прошел обучение по технике безопасности (корочка на руках), сходил на согласование в Роспотребнадзор. Там ему популярно объяснили, что «требования к закупке колод и топоров для разруба мяса санитарными правилами не установлены». Соблюдай правила ухода за колодой да руби на здоровье.

Снова упрямый Ш. пошел к руководству рынка, думая, что, раз условия выполнены, ему разрешат осуществить свою идею. Но развитие событий показало, что это только начало издевательств со стороны МУПа. К делу подключился сам С. И. Дудин, гендиректор МУПа. Не мудрствуя, он ответил просто: согласия не даю. При этом отметил, что он дал согласие на разруб мяса некоему ООО «Спутник». Нам стало интересно, почему чиновник дал согласие на разруб фирме, которая не торгует мясом, и не дал согласие предпринимателю, торгующему в павильоне, самому рубить свое мясо. Ненароком бросим взгляд на цену вопроса. За разруб тушки предприниматели платят МУПу 1 руб. 10 коп. за каждый килограмм веса. В месяц эта статья расходов достигает нескольких тысяч. Согласитесь, что для наших мелких предпринимателей сумма существенная. Тем более, как рассказал Ш., мясо он рубит, в основном, сам!? Как, впрочем, и некоторые торговцы, умеющие держать топор в руках. Дело в том, что качество разруба, по его словам, частенько бывает, мягко говоря, неудовлетворительным. Рубщикам ведь не торговать.

Теперь умножим несколько тысяч рублей на несколько десятков предпринимателей мясного павильона. Получается довольно кругленькая сумма только с одной навязанной предпринимателям услуги.

Понятно, что эти суммы надо грамотно освоить. Собрав с предпринимателей деньги, Дудин по договору возмездного оказания услуг передает их ООО «Спутник». Заключить договор с самим разрубщиком напрямую он почему-то не хочет. Нельзя это сделать опять же напрямую и предпринимателям с разрубщиком. Ну, а уж в «Спутнике» найдут, как поделить заработанное непосильным трудом. Типичная, на мой взгляд, коррупционная схемка. Это раньше на рынке тупо воровали, кладя собранную арендную плату в карман. Сейчас используются инновационные вполне законные (если не углубляться в тему) пути проноса денег мимо городского бюджета. Ведь то, что для «Спутника» доход — для МУПа расход.

Пока бродил по кабинетам МУПа в поисках истины невольно задумался: интересно, сколько же руководителей руководят рынком? Прокормит ли скотинка под названием индивидуальный предприниматель эту ораву? Впрочем, это тема другого разговора.

Я продолжу захватывающее исследование проблемы разруба мяса. Вас ждет много интересного.