В начале 80-х годов прошлого века мне довелось приобрести «Руководство для начинающих заниматься фотографией» издания 1906 года. Некогда эта книга принадлежала фотографу из Омска Г. М. Красныхъ. А ее издателем являлись г-н Фохим и его Компания, поставщики Двора Его Императорского Величества.
К моменту выхода в свет данного «Руководства» фирма имела пять золотых, две серебряных и одну бронзовую медали зарубежных и российских выставок. Причем одно «золото» было вручено компаньонам Парижской академией еще в 1893 году. И, судя по предисловию к книге, компания по праву заслужила эти награды, поскольку «...всегда оставалась верной постоянному стремлению принести любителям фотографии наибольшую пользу».
Конечно, на сегодняшний день это руководство имеет прикладной интерес, поскольку «фотография», в широком понимании этого слова, со времен господ Иохима и Красныхъ поднялась на такие вершины, которые им и не снились. Тем не менее, перелистав эту двухсотстраничную книгу со множеством фотографий и рисунков, понял, что ей самое место на одной из полочек нашей «Куншткамеры». Напомним, Инфокам по примеру Петра Великого создал свою «куншткамеру» (такое название на немецкий манер изначально получил «кабинет редкостей» императора).
Посмотрите, каким языком общаются авторы «Руководства» с читателями. «Мы, - пишут они, - сознаем, что в узких пределах начального руководства, могут, несмотря на все наше внимание, оказаться пропуски и неясности... Мы будем благодарны за все указания, которыми читатели пожелают поспособствовать нам в дальнейшем улучшении нашего руководства на общую пользу». Каково? Не то, что в нынешнее время, - купи и с глаз долой!
Интересно и то, что два десятка страниц «Руководства» отданы под рекламу. Причем не только товаров, имеющих прикладное отношение к фотоделу, но и, говоря сегодняшним языком, туризму и (даже!) машиностроению. На них рекламируются «спиртовые кухни без копоти и запаха для господ путешественников» и «паровые шоссейные катки для постройки и ремонта дорог английских заводов «Aveling и Porter».
К сожалению, время не пощадило издание. Странички книжки пожелтели, местами выцвели. Тем не менее, мне удалось отсканировать несколько рекламных блоков и иллюстраций. И не только для удовлетворения досужего интереса читателей. Но и в качестве руководства к действию для сегодняшних рекламных агентов камышинских фирм и предприятий.
Кто знает, может, и они, познав вековой опыт своих предшественников, станут со временем поставщиками «дворов», аналогичных Двору Его Императорского Величества!