Количество просмотров: 17459

Где твои богатства, атаман Стенька Разин?

Ссылки по теме:
  • Призрак Разина вновь появился на Волге
  • Тайны камышинской земли, или В поисках правды
  • Однажды Маресьев три дня пробыл в Камышине инкогнито
  • Камышинский городской парк, или История одной дубовой аллеи
  • Как в Камышине плотину строили
  • Как Дюма на Волге от сома-людоеда спасался
  • Восстание в Камышине: причины и уроки
  • Невзлюбил Стенька Разин Камышин. Захватил его и сжег дотла. Мало того, взял да и повелел выстегать плетью место, на котором стоял город, — проклял по старому языческому обычаю. С тех пор, что ни случись, камышане вздыхают: чего уж, дескать, город-то проклят! И возвели жители до революции аж девять церквей на 18 тысяч горожан, — как видно, хотели замолить проклятие.

    Советская власть вернула все на круги своя: церкви рушились пролетарской рукой. Можно опять вздыхать о проклятии. А тут еще сокровища атамана покоя не дают. Впрочем, обо всем по порядку…

    В 1671 году на Красной площади сразу же после казни Стеньки Разина, его брат, Фрол, крикнул на плахе: «Слово и дело государево!» — и рассказал, что знает тайну кладов атамана. Эта весть с быстротой молнии разлетелась среди простого люда. Фрола возили на Волгу, но кладов так и не нашли. Как считают историки, разбойник попросту искал возможности сбежать…

    Фрол был обезглавлен. В скором времени возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегу Волги. Пересказываются и проверяются они и в Камышине — месте, где «гуливал» Степан Разин и разносился над Волгою клич «Сарынь на кичку!».

    Вдруг в одном из подземелий!

    В вопросе «кладов атамана» ученые разделились на два лагеря. Одни историки не отрицают фактов существования «сокровищ разбойника Разина». Они обосновывают свое мнение тем обстоятельством, что многие места на Волге связаны с именем знаменитого атамана. Действительно, туристам экскурсоводы показывают «Стенькины бугры». Можно услышать: «Тут Стенька станом стоял… Здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут это место «Стенькина шапка». На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен».

    В путеводителе 1900 года есть такие строки: Кликните для увеличения«Выше Камышина, верст за сорок, показывают еще «Бугор Стеньки Разина». А верст на восемь выше слободы Даниловки лежит ущелье «Стенькина тюрьма“, иначе называемая «Дурманом»… В старые годы оно было окружено густым лесом, в котором легко было заблудиться. Здесь, неподалеку, имеется множество пещер и Уракова-разбойника гора. Это высокой, в 70 сажень, бугор, где, по преданию, Разин зарубил Уракова, после чего тот семь лет зычным голосом кричал проходившим по Волге судам: «Приворачивай!» — приводя людей в трепет».

    Вот и знаменитый исследователь московской жизни, писатель В. А. Гиляровский не удержался от того, чтобы не съездить на Волгу. Местный сопровождающий рассказывал писателю: «Много золота-серебра зарыл он (Разин — прим. авт.). Вот гляди, гляди: все расковыряно, все ямы. Еще когда я мальчиком был, так уже ямы были. Все поклажу атаманову искали». (Рассказ «Суслик», 1928 год.)

    Подземелья — это скиты?

    Другие ученые, как камышинский историк и краевед Г. Шендаков, считают, что никаких кладов попросту не существовало.

    — Разбойники, разорив караван и награбив добычу, все тут же «раздуванивали», — рассказывает Геннадий Шендаков. — Попросту говоря, делили и спускали с рук. Обычное разбойничье дело. Пещеры, обнаруженные в Камышинском районе, это скиты, где вели затворническую жизнь беспоповцы-колесовики, поклонявшиеся солнцу — «колесу».

    Действительно, протоирей Иван Терновский в описании Камышинского уезда писал: «От Саратова до Царицына нет ни одного села, хутора, где бы жители вместе с волжской водой не всосали в себя и раскол». Ближайшие к Камышину староверческие скиты располагались в местностях, прилегающих к Уракову бугру и бугру Разина. Скиты устраивались в подземельях, проникнуть в которые можно было со стороны оврага или ближе к обрывистому берегу Волги. Продолжительность каждого из десятка ходов достигала 600–800 метров, хотя бывают и небольшие — 6–12 метров.

    — Мы исследовали четыре пещеры Уракова бугра из примерно 20 известных, — продолжает рассказ Геннадий Шендаков. — Форма подземелий очень сложна. Узкие переходы шириною до 1,5 метра постепенно расширяются в округлые залы до 4–5 метров в диаметре со сводчатыми потолками. В переходах имеются ниши для установки свечей. Отдельные переходы настолько низкие, что их с трудом приходиться преодолевать по-пластунски. На бугре Разина мы прошли, а местами проползли, пещеру «Майскую», продолжительностью в 800 метров, чуть меньшей длины пещеру «Лисья» — и никаких намеков на клады!

    И знают где, да непонятно как

    Сокровища атамана не один век бередят умы кладоискателей. Но не даются клады в руки, и о том ведает множество легенд. Интересно, что во многих из них сходится одна деталь: спрятав клад, Разин для примета (раньше говорили именно так — прим. авт.) сажал вербу. Видимо, очень любил атаман это растение.

    Историк Л. Вяткин приводит такую легенду: «Много у Стеньки было всякого добра. Девать его было некуда. По буграм да по курганам волжским Стенька золото закапывал. В Царицынском уезде курган небольшой стоит, всего каких-нибудь две сажины вышины. В нем, в народе говорят, заколдованный Стенькин клад положен. Целое судно, как есть полно серебра и золота. Стенька в полную воду завел его на это место. Когда вода сбыла — судно обсохло, он над ним курган наметал. А для примета наверху вербу посадил. Стала верба расти и выросла в большое дерево… Сказывают, что доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно: клад-то непростой был положен. Из-за кургана каждый раз кто-то выскакивал, страшный-престрашный. Видно, нечистые стерегли Стенькино добро».

    По народному поверью, человеку разбогатеть от кладов трудно, поскольку большинство из них заговорены и просто так в руки не даются. Клады Стеньки Разина — особые, они спрятаны в землю на человеческую голову или несколько голов. Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить известное «заговоренное» число людей, только тогда клад достанется без особых затруднений. Иногда клад зарыт «на счастливого», но это бывает крайне редко. В этом случае «знак клада» является в виде черной кошки или собаки. По поверью человек должен идти за такой кошкой, и когда она остановится и замяучит, то нужно не оплошать, ударить ее изо всех сил и сказать: «Рассыпься!» А потом в этом месте надо копать.

    А факты где?

    История сохранила много разнообразнейших сведений об обнаружении земляных провалов и пещер, «устланных татарским камнем». Однако самих кладов разбойничьего атамана в них найдено не было.

    О сокровищах рассказывает описание, можно сказать, недавнего исторического эпизода. Участник Великой Отечественной войны Г. И. Бессонов рассказывал, что во время жарких боев в районе Сталинграда, после налета бомбардировщиков Геринга, осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько пушек, сложенных в ряд. Дульная часть одной из пушек скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, перстни, которые довольно быстро разошлись по рукам. Кое-кто пытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. После очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег. Вскоре началось наступление Паулюса, и о кладе забыли…

    Следует сказать, что в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь. Как свидетельствуют историки, достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые «порченные» пушки, забивал стволы кляпом, закапывал на берегу Волги, ставил памятный знак или ориентир (ту же вербу для примета!), а само место и его описание заносил в «грамотку», дабы при необходимости можно было отыскать.

    Легко сказать отыскать, да вот беда — не находят. Возможно, прав В. А. Гиляровский, писавший «Сказывают, что сам атаман их (сокровища — прим. авт.) бережет, что он смерти лишен и осужден век-веченский, сколько ему положено, мучатся в подземной каменной пещере, со своими золотыми».


    Автор: Леонид Смелов
    Код для вставки на сайт или в блог

    РЕДАКЦИЯ: Комментирование данной темы закрыто. Причина: За истечением срока давности.

    Люди комментируют

    Полагаю, автор это хорошо знает. А хан мог получить свое имя потому, что промышлял у реки Ра. То есть был приволжским "разбойником".
    Имена и названия мест - еще одна историческая страничка [Гость] @ 13 июля 2013, 17:56
    Утомили увлеченные, но недалекие люди, которые, раскладывая слова на части, пытаются проникнуть в их "глубинный, потаенный смысл": у-ра-к, значит у Ра жил. А кто такой "дурак"?
    Ворчун [Гость] @ 13 июля 2013, 18:01
    Тут каждый километр свой хан был на Волге. У кого банда побольше и пострашнее тот и хан.
    Сила рулила миром. Как и сегодня.
    Рома Щукин @ 13 июля 2013, 18:25
    Рома,сегодня деньги рулят.
    гость [Гость] @ 13 июля 2013, 18:40
    Шендаков прав -- всё атаман и его парни пропивали и проедали. Гуляли от души)
    Дэн [Гость] @ 13 июля 2013, 21:57
    Ворчуну -
    С нашего древнего славянского - слово ДУРАК переводится примерно, как человек не от мира сего, с мышлением запредельным или расширенным.. именно поэтому ему удавалось в сказках попадать во всякие запредельные измерения, куда другие не могли попасть. Очень долгое время слово "дурак" обидным вовсе не было. Иван-дурак (правильнее писать Иван-Дурак) из русских сказок – просто двойное имя младшего из братьев.
    Слово "дурак" часто использовалось у славян в качестве второго нецерковного имени. В старые времена детей в семьях было много, и сыновей по Родноверческому обычаю называли по порядку: Первак, Вторак, Третьяк, а далее остальных – Другак, что в детском произношении превращалось в Дурак.
    В качестве имени это слово часто встречается в документах XV-XVII веков. И именуются так отнюдь не холопы, а люди вполне солидные – "Князь Федор Семенович Дурак Кемский", "Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин", "московский дьяк [должность в те времена немалая] Дурак Мишурин". 
    С тех же времен взяли начало и бесчисленные русские "дурацкие" фамилии - Дуров, Дураков, Дурново... А также и фамилии Перваков, Первак, Втораков, Вторак, Третьяков, Третьяк и мн. др. 
    Счастливый и Русский [Гость] @ 14 июля 2013, 01:27
    Ворчун Вы зря ёрничаете -
    На самом деле Великая река нашей Родины Волга – с 3 тысячелетия до н.э., вплоть до II в. н.э. носила имя Ранха или Ра , под которым она упоминается в священной книге зороастрийцев «Авеста». Так же она указывается как одна из Святых рек наших предков Славян-Ариев, в «Ригведе» и «Махабхарате». Отсюда и происходит название «у-Ра- кового бугра». И истинная ценность этой земли не в якобы зарытых там кладах, а в том что место это является поистине сакральным, и как верно указал автор статьи Л.Смелов- ...Пещеры, обнаруженные в Камышинском районе, это скиты, где вели затворническую жизнь беспоповцы-колесовики, поклонявшиеся солнцу— «колесу»... От себя хочу добавить - что по другим источникам там так же находилось и древнее Капище.
    П.С.
    При всём ИСКРЕННЕМ уважении к патриотически-иследовальски-пытливому уму Леонида Смелова - хочу пожелать ему в своих изысканиях - не использовать зачастую бредовые версии современных псевдо-историков, а опираться на более авторитетные исторические источники — это я про всем известную глупую сказку о том что Разин на безымянном бугре зарубил Уракова и тот посему назвали «Ураковым бугром» :)
    Счастливый и Русский (Александр) [Гость] @ 14 июля 2013, 01:35
    Открою секрет! Мои клады давно по моему завещанию были переданы большевикам. Ищите ЗОЛОТО ПАРТИИ!!! Его так и не нашли до сих пор.
    АТАМАН [Гость] @ 14 июля 2013, 17:47
    Атаман, спасибо за наводку! Так это Ветров всё прикарманил, раз всё время в руководстве партии был? АЙ-Я-ЯЙ! Ветров, делиться будем? А как он нам баки-то тут забил "денежек на издпние газетной прокломации у нас нету"?
    Реальный пахан [Гость] @ 14 июля 2013, 17:53
    Так вот оно чё!!! мать,,ё
    Оказыватся ****Мало того, взял да и повелел выстегать плетью место, на котором стоял город, — проклял по старому языческому обычаю. С тех пор, что ни случись, камышане вздыхают: чего уж, дескать, город-то проклят! *****

    Ну точно как болото засасывает! Я приехал пять лет назад деда проведать. И застрял блин,,ё.
    Александр [Гость] @ 14 июля 2013, 21:50
    Главные новости
    Самое обсуждаемое
    Афиши Камышина
    c 26 января 2018
    Камышинский драматический театр

    <Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>

    <Среди бесчисленных мужчин, Искать защитника так сложно. Кто верен - тот непобедим, И дух сломить мой невозможно. >

    <Я осень раннюю и позднюю люблю, От красок осени и воздуха хмелею, И с жадностью курлыканье ловлю Птиц, улетающих туда, где им теплее.>